Новосибирск — третий по численности населения город России. административный центр Новосибирской области и Сибирского федерального округа, крупный промышленный, транспортный, научный и культурный центр. Самый крупный мегаполис Сибири, крупнейшее муниципальное образование в России.

Образован в 1893 году, до 1895 – поселок Александровский, до 1917 – поселок Ново-Николаевский, до 1926 – Новониколаевск.

Город расположен на юго-востоке Западно-Сибирской равнины, занимает часть Приобского плато, которое долиной реки Обь разделяется на Левобережную и Правобережную части.

Расстояние до Москвы – 3191 км.

Максимальная высота в Левобережье на площади К.Маркса – 151 метр. Абсолютная высота Новосибирска – 214 м. в Октябрьском районе.

Новосибирск находится в континентальной климатической зоне; среднегодовая температура воздуха +0,2 °C. Характерны большие колебания среднемесячных (38 градусов) и абсолютных (88 градусов) температур воздуха. Средняя температура воздуха в январе -18,8 °C, в июле +19 °C. Самая низкая температура зафиксирована 7 января 1915 года -51,1 °C, самая высокая +40 °C.

Город расположен на пересечении лесостепной и лесной природных зон. Снежный покров, как правило, образуется 1 ноября и держится 150-160 дней. В течение года в Новосибирске преобладает юго-западный ветер, его среднегодовая скорость – 4,1 метра в секунду. В целом, климат города характеризуется специалистами как «здоровый» и «тренирующий».

Обь – одна из крупнейших рек мира. Ее ширина в пределах города – 750-850 м, глубина – до 3 м.  На территории Новосибирска протекает 9 малых рек – Зырянка, Нижняя Ельцовка, Ельцовка-1, Ельцовка-2, Иня, Каменка, Камышенка, Плющиха, Тула. Их протяженность – около 100 км. 15 км рек заключено в трубы и водопропускные коллекторы.

Река Каменка – правый приток реки Оби, протекала в центре города и проходила по территории Дзержинского, Центрального и Октябрьского районов. Общая длина реки – 33 км. В начале 1900-х годов по реке сдавалось в аренду 30 карьеров, которые поставляли бутовый камень, тесаный и карнизный гранит. Вода в реке была очень мутная, в черте города загрязнена бытовыми и производственными отбросами. До 1925 года на Каменке было много мельниц, на которых мололи муку и соль. Проблемой города было благоустройство долины реки и ликвидация прилегающих оврагов, на склонах которых строились многочисленные лачуги, формируя густонаселенные районы с антисанитарными условиями проживания. В 1967 году начался, замыв долины реки и оврагов с последующим озеленением, который осуществлялся поэтапно до 1992 года. Большой открытый участок Каменки остался в Дзержинском районе. Ипподромская магистраль проходит по руслу реки.

С первого года своего возникновения город развивался невиданно высокими темпами, увеличиваясь главным образом за счет приезжих.

  • 1893 – 764 чел.
  • 1939 – 405 300 чел.
  • 1962 – 1 000 000 чел.
  • 2013 – 1 523 801 чел.
  • 2023 – 1 625 631 чел.

Пятая часть всех новосибирцев проживает в Ленинском районе. Самые маленькие по площади – Железнодорожный и Центральный районы (по 5% горожан). Самая высокая плотность населения в Центральном районе.

В городе 1941 улица. Большинство улиц (827) носят названия различных объектов: государств СНГ и субъектов РФ, населенных пунктов Новосибирской области, рек, озер и морей, профессий, материалов, географических объектов, спортивных и т.д. 493 улицы носят названия, которые встречаются только в Новосибирске.

Мосты Новосибирска

Мост железнодорожный через реку Обь является первым мостом, построенным в Новониколаевске, и одним из первых крупных инженерных сооружений Транссибирской магистрали. Автор моста – профессор Н.А.Белелюбский, его соавтор – инженер Н.Б.Богуславский. Для моста были применены пролетные строения консольно-балочной системы из сварочного железа. Русловая часть моста перекрыта семью пролетами общей длиной 794,77 м.  Строительство было завершено в 1897 году.  Мост прослужил почти сто лет, в 1990-х годах была произведена реконструкция моста: смонтированы новые стальные пролетные строения, спроектировано устройство второго пути. Для сохранения памяти о первостроителях одно из прежних пролетных строений моста установлено на набережной Оби, как основа будущего мемориального комплекса.

Мост Комсомольский – второй железнодорожный мост через Обь у станции «Чемская» линии «Обь – Тогучин». По мосту проходит основной грузопоток южного направления Транссиба и Кузбасского направления. Мост состоит из 8 пролетов. Каменные опоры, выполненные из штучных камней, уходят на большую глубину. Строительство моста осуществлялось в два этапа: в 1931 открыто движение поездов по первому пути, а с 1939 – по второму. Мост успешно эксплуатируется, обладает достаточным ресурсом. Длина моста – 871 м.

Мост Октябрьский. Долгие годы транспортная связь между левым и правом берегом была нерегулярной: зимой использовалась ледовая временная переправа, летом – наплавной мост. В 1938 году в Москве был разработан проект моста, однако строительство было осуществлено только после Великой Отечественной войны. Архитектурные достоинства моста с примыкающей к нему набережной сделали его историческим памятником Новосибирска, в эмблему которого он и помещен. Новосибирский мост – один из крупнейших в стране, его длина 2300 м, длина надводной части 840 м., ширина моста 24 м.

Димитровский мост соединяет проспект Димитрова и Левобережную часть Новосибирска. Длина моста – 701 м, ширина 30 м, 6 полос автодвижения и 2 тротуара. Мост уникален как инженерное сооружение: это первый в Сибири мост с цельносварным металлическим пролетным строением. Эта конструкция экономична и обеспечивает плавность движения транспорта. В 1978 году по мосту было открыто движение автотранспорта. Движение по всему комплексу мостового перехода началось в 1982 году.

Бугринский мост – третий по счёту мост через Обь в Новосибирске, соединяющий Кировский и Октябрьский районы. Работы по выбору места размещения створа мостового перехода, проектная и рабочая документация были выполнены “Институтом “Стройпроект”. Строительство началось в феврале 2010 года и завершилось в сентябре 2014 года. Автомобильный мост через Обь с самым большим в СНГ арочным пролётом был открыт в Новосибирске 8 октября 2014 года. В дальнейшем мост должен стать составной частью перспективной скоростной магистрали непрерывного действия «Юго-Западный обход» Новосибирска, которой предполагается связать федеральные трассы «Иртыш» и «Чуйский тракт».

Центральный мост — это четвёртый мост через Обь в черте Новосибирска. Располагаться будет между Октябрьским и Димитровским мостами. Мост соединит Ипподромскую магистраль с улицей Станционной. Главной отличительной чертой нового моста является 114 метровый пилон в виде «Н», который с помощью 70 вант держит мост.

Подготовительные работы к возведению четвёртого моста начались в 2018 году. Первые сваи были забили в мае 2020 года. Сдача объекта была назначена на декабрь 2023 года, но теперь перенесена на 2024 год.

Вся информация, опубликованная на сайте m-nsk.ru, принадлежит МАУК «Музей Новосибирска». Материалы не могут быть воспроизведены без ссылки на «Музей Новосибирска». Письменного разрешения для воспроизведения материалов не требуется.