Адрес: Аэропорт, 2/4

В условиях крайней спешки эвакуировались московские авиаремонтные мастерские, базировавшиеся во Внуково. Когда фашисты подошли к столице, Главное управление Гражданского Воздушного Флота (ГВФ) приняло решение срочно перебазировать авиамастерские. Эвакуа­цию с правом выбора города и места размещения поручили их началь­нику — И.Я. Елькину. После осмотра площадок в Свердловске, Омске и Новосибирске Елькин выбрал Новосибирск. Власти города и руководство местного аэропорта согласились с ним и выделили соответствующую площадку.

Первый эшелон авиаремонтных мастерских с оборудованием, авиатех­никой, работниками и членами их семей, отправился из Москвы 21 октября 1941 г. Тогда там еще стояла теплая осень, но когда прибыли 12 ноября в Новосибирск, их встретили тридцатиградусные морозы. С последним эше­лоном приехал И.Я. Елькин. Он стал первым руководителем авиаремонт­ного предприятия. Работников авиамастерских в количестве 157 с семьями разместили в клубе авиаработников, в бараках стройучастка, подселили к семьям, проживавшим в домах авиагородка. Эвакуированное авиаремонт­ное производство разместили в двух неотапливаемых ангарах, заняли также подвалы и помещения клуба авиаработников. Оборудование смонтировали буквально в течение нескольких суток, и уже в конце ноября 1941 г. были выполнены первые работы на самолете ПС-84 со сменой двигателя. Кроме самолетов, поступавших в ремонт по графику, были внеочередные, требо­вавшие переоборудования или доработки для специальных целей: установ­ки дополнительных топливных баков, вооружения, радиосредств для поле­ тов за линию фронта. Позже по железной дороге стали поступать самоле­ты, потерпевшие аварию. Первоначально основные кадры авиамастерских состояли из бывших работников московского авиазавода №89 ГВФ. Как наиболее опытные они и были назначены на руководящие должности.

Во время войны в 1941-1945 гг. завод работал без остановок. Было восстановлено 232 боевых самолета и 658 авиадвигателей, в том числе и трофейные, которые не имели сопроводительной конструкторской документации.

В конце 1942 года в мастерские железнодорожным транспортом поступил самолет ПС-64. Он стал первой машиной, прибывшей на ремонт  зимой в расстыкованном виде. Сильные морозы и необычный для  мастерских вид ремонта самолета  создали дополнительные  трудности. Но с этой задачей коллектив успешно справился. Летом 1943 года самолет ушел на  фронт. Впоследствии еще не раз в мастерские поступали аварийные самолеты в разобранном виде. Они также были восстановлены.

Особенно тяжелыми считались работы по смене четырехходового бензокрана и цилиндра управления щитками центроплан «ЛИ-2». Самолеты с такими повреждениями прилетали обычно на АРБ к вечеру, поэтому ремонт их шел ночью, чтобы утром самолет мог улететь на фронт. Кран и цилиндр расположены в нижней задней части центроплана «ЛИ-2» и, чтобы их снять и смонтировать исправные, требовалось отвернуть и поставить обратно большое  количество болтов крепления, работая под самолетом-тяжелейший, особенно в пургу и ветер, труд, поскольку делать все приходилось в основном голыми руками. После каждой такой операции один-два человека обмораживали пальцы рук.

Немалые трудности возникали при низких температурах и с запуском двигателей после их замены на самолете. Перед запуском они должны быть прогреты до плюс двадцати градусов. Зимой зачехленные моторы часа за три-четыре до рассвета начинали прогревать паяльными лампами. При сильных морозах только к обеду они нагревались до нужной температуры. Но как только чехлы снимали, температура  сразу  падала, и все приходилось повторять сначала. Иногда по несколько раз к ряду.

Тяжелыми были и бытовые условия работников  мастерских. В общежитиях не работало отопление, поэтому температура в жилых комнатах была настолько низкой, что вода в стаканах за ночь превращалась в лед. Поэтому спали в верхней одежде. В комнатах проживало по десять и более человек, на которых  приходилось всего по две табуретки. Не имелось ни посуды, ни ложек, ни вилок. Ели и пили из жестяных консервных банок.