(ранее завод № 153 им. В.Чкалова)

Адрес: Ползунова, 15

История одного из крупнейших авиастроительных предприятий России началась в июле 1931г. Именно тогда недалеко от центра  Новосибирска был заложен первый камень в строительство завода горного оборудования «Сибмашстрой».

Новый профиль – самолётостроение заводу был определён позже, в мае 1936 года решением Совета труда и обороны.

Уже в ноябре 1937г. был построен и успешно испытан первенец Новосибирских самолетостроителей – истребитель-моноплан И-16 конструкции Н.Н.Поликарпова. С 1938 по 1940гг. заводчане передали на вооружение Красной Армии более 600 этих самолетов. И-16 стал самым массовым истребителем своего времени, который широко использовался в войне в Испании, боевых действиях на Халхин-Голе, а позже и на фронтах Великой Отечественной войны. На этом маневренном легком деревянном самолете впервые в мире В.П.Чкалов выполнил восходящий штопор. С именем этого легендарного летчика связана еще одна страница истории предприятия. В 1939г. После трагической гибели Героя Советского Союза В.П.Чкалова по просьбе коллектива Указом Президиума Верховного Совета СССР заводу было присвоено его имя.

И-16 был первым в мире истребителем с пушечным вооружением. На счету И-16 и первая в мире успешная ракетная атака, совершенная в воздушном бою над Халхин-Голом. На нем впервые в мире была реализована синхронная стрельба из крупнокалиберных пулеметов и установлены турбокомпрессоры для улучшения высотных характеристик двигателя. Для увеличения дальности полета специально были разработаны баки из недефицитных материалов. Самолет серийно выпускался заводом в модификациях И-16 тип 4 и тип 25, и в двухместном учебно-тренировочном варианте УТИ-4.

И-16(1937-1941гг)  выпущено 1321 самолетов.

 

В конце 30-х годов завод становится родиной истребительной авиации. В 1939г. Коллектив приступил к строительству первого советского скоростного истребителя деревянной конструкции с силовыми элементами из упрочненной древесины ЛАГГ-3 (конструкторы – С.А.Лавочкин, М.И.Гудков, В.П.Горбунов). Но производство этих самолетов осложнялось разными обстоятельствами, одно из которых – проблема приобретения фенольных смол за границей. Поэтому с началом войны количество выпускаемых заводом самолетов сокращается, и к концу 1941г. ЛАГГ-3 практически снимается с производства. К этому времени из цехов предприятия их было выпущено около 900.

Характерной чертой ЛАГГ-3 была конструкция планера, выполненная из дельта-древесины, которая представляла собой пропитанную для упрочнения синтетическими смолами березовую фанеру. Это позволяло снизить потребление остродефицитного в то время дюралюминия. Благодаря тому, что дельта-древисина практически не горела, ЛАГГ-3 отличался повышенной живучестью. В руках опытных летчиков этот самолет был грозным оружием.

 

Коллектив чкаловцев вписал немало замечательных страниц в историю авиации нашей страны. К самым ярким и незабываем эпизодам этой истории можно отнести период производства «Яков».

С началом Великой Отечественной войны чкаловцы принимают частично или полностью пять заводов эвакуированных и оборудование родственных заводов:

– Киевский самолетостроительный завод № 43;

– Ленинградский самолетостроительный завод № 23;

– Ленинградский агрегатный (шасси) завод № 388;

– Московский опытный завод № 115;

– Московский самолетостроительный завод № 301.

В декабре 1941г. на территории предприятия разворачивается строительство новых истребителей ЯК-7 конструкции А.С.Яковлева, который, будучи заместителем наркома авиационной промышленности, лично контролировал производство самолетов. Производственные мощности эвакуированных из европейской части авиационных заводов позволили резко увеличить выпуск изделий. Производственные площади по сравнению с довоенным периодом увеличились более чем в пять раз, количество оборудования – в семь.

К концу 1941г. завод выпустил первую партию истребителей ЯК-7 – 21самолет, а за 1942 год их было построено уже 2 211. Такие результаты были достигнуты благодаря колоссальному труду рабочих и служащих, сутками не выходивших из цехов и перевыполнявших задания в несколько десятков, а то и сотен раз. Мировая практика таких примеров не знала, и это при том, что более 70% работников завода в этот период были женщины и дети – подростки 12-14 лет. «Полк в день» (28-30 самолетов в сутки) – этот лозунг становится главным девизом чкаловцев на все годы войны. Одним из путей реализации этой важной задачи стала организация поточных линий сборки самолетов. К концу войны на заводе было задействовано 29 таких линий.

За годы войны всеми авиационными заводами страны было произведено 36 тысяч истребителей типа «ЯК», почти каждый второй был выпущен на чкаловском заводе. Орден Ленина и знамя ГКО на вечное хранение – таковы трудовые награды завода за вклад в Великую Победу.

Не только трудовыми, но и ратными подвигами прославили себя чкаловцы в годы войны. За 4 года от станков к оружию перешло около 4,5 тыс. заводчан. Многие из них были награждены орденами и медалями. Пятерым было присвоено звание Героя Советского Союза.

Истребитель ЯК-7 был создан на базе учебно-тренировочного истребителя УТИ-26. Самолет, появившийся на фронте в конце 1941г., был с восторгом принят летчиками. ЯК-7 превосходил фашистские «мессеры», в частности, широко использовавшиеся тогда Ме-109Ф, которому «заходил в хвост» за один-два виража. Неприхотливый в эксплуатации, он легко поддавался ремонту и, поскольку происходил от учебного самолета, был прост в управлении. Самолет серийно выпускался в модификациях Як-7Б, Як-7В.

ЯК-7(1941-1944гг)  выпущено 5043 самолетов.

ЯК-9 был одним из лучших истребителей Второй мировой войны. Самолет явился глубокой модернизацией самолета Як-7, в котором были учтены опыт серийного производства и боевого применения. На этом типе самолета одержано самое большое количество побед в воздушных боях. Обладая отличными летными характеристиками, мощным вооружением, этот самолет внес неоценимый вклад в дело разгрома гитлеровских войск. Самолет серийно выпускался заводом в модификациях Як-9-37, Як-9М, Як-9У, Як-9Т, Як-9Ю, Як-9В, Як-9П.

ЯК-9 (1942-1948гг) выпущено 12 006 самолетов.