Часовня во имя Святителя Николая

Возведена на Николаевском проспекте в 1915 г. в честь 300-летия Дома Романовых, как символ столичных амбиций стремительно растущего сибирского города.
Построена по проекту А.Д. Крячкова всем миром: кто-то давал кирпичи и железо, кто-то – деньги. В часовне хранилась святыня — старинная икона Николая Чудотворца с частицей мощей святого великомученика Пантелеймона. В 1929 г. часовня была снесена «по просьбам трудящихся», а святыни разграблены. Позднее здесь установили скульптуру молотобойца, затем — монументальную фигуру Сталина, которая была снесена в 1961 г.
Современная часовня появилась в 1993 г. к 100-летию Новосибирска. Архитектор П. Чернобровцев увеличил размеры и перенес основание примерно на 50 м. Сегодня здесь хранится икона с частицей мощей Николая Чудотворца. Бытует мнение, что место, где стоит часовня – географический центр современной России или Российской империи. На самом деле центр страны находится в Красноярском крае, а центр империи был в Тюменской области.

St. Nicholas Chapel

(Red Avenue)

In 1915 the building was laid in the middle of Nikolaevsky Prospect to commemorate the 300-year anniversary of the Romanovs’ rule. The building was erected according to the project of A.D. Kryachkov. A very old icon of St Nicholas with the relics of the great martyr Panteleimon was kept in it. In 1930 it was demolished and the property was plundered.
Its place was occupied first by a sculpture of a hammerer, and later by Stalin’s monument. The last one disappeared also very quickly. The second birth of the chapel was in 1993 to the 100-year anniversary of Novosibirsk. The architect Peter Chernobrovzev enlarged and moved the chapel 50cm.
The relics and the icon of St Nicholas are kept here.
As a legend that appeared in the Soviet and post-Soviet era has it, the chapel is situated in the geographical center of the Russian Empire. But there is no documentary confirmation for it. Actually the geographical center of the Russia is in Krasnoyarsk Region and the centre of the Russian Empire was in Tyumensk region.