Сценарист, журналист, историк кино, автор серии книг, Виктор Алексеевич Ватолин родился в Калуге, многое помнит в военном детстве, но, конечно, с большим интересом делится воспоминаниями о работе на телевидении, про которое для себя сразу понял – «лучше и интересней ничего и быть не может»…

«Работа на «НовосибирскТелефильме». Наверное, мне повезло, потому что какую-то подготовительную практическую работу мне удалось попробовать в Томске. А в Новосибирске как раз до этого кино на телевидении было больше на каком-то таком самодеятельном положении, делалось это любительски. По большей части кино занимались те, кто это очень любили: бывшие учителя, инженеры, преподаватели. По каким-то причинам каждый из них не мог заняться этим раньше. Профессиональных людей было мало, поэтому многие «непрофессионалы» пошли на телевидение, и оказались действительно очень талантливыми людьми.

Таких судеб, как у Гнедкова, Беспалова, Сикорука… таких людей собралось довольно большое количество. И все, кто снимал фильмы где-то в других городах, а студии были маленькие и неперспективные, так вот все эти люди потянулись сюда. Из Кемерово – Юра Мирошниченко, редактор, из Абакана – Петя Сиднев, из Оренбурга – Гена Седов, из Сахалина – Леня Казарчинский. Во многом это, наверное, благодаря руководителям, Зельманову и Шляку. Все эти люди, в силу каких-то обстоятельств не получившие специальное образование сразу после школы, получили его потом. Все новосибирские кинооператоры окончили ВГИК, причем многие заочно, имея семьи. Говорю это для того, чтоб показать, что это не прихоть, но была для них необходимость.

Будучи сценаристом, конечно, сталкивался с тем, чтобы фильм не пускали в прокат, но было это всего два или три раза, потому что приходилось при планировании работы, при работе над фильмом где-то держать в голове, на что можно напороться. И это помогало попадать фильму в эфир, но он много терял реалистичности, яркости и прочего. То есть влияние партии заключалось не в исключении фильма из проката совсем, а в потере его каких-то важных свойств. Но, скажем, в творчестве Юры Шиллера, Валеры Соломина, Малашина градус правды, искренности не становился меньше, они умели это обходить. Как редактору приходилось смотреть, искать какой-то путь, чтобы и правды не убрать и не испортить фильм. Это для меня и было самой большой мукой и сложностью. Как сделать так, чтоб не навредить студии, автору и в то же время дать ему как можно больше сказать из того, что он хотел».