Явнов Сергей Антонович – работник завода “Сибсельмаш”, проработал Кировском депо 27 лет. Его троллейбус всегда был образцовым. За досрочное выполнение заданий одиннадцатой пятилетки и социалистических обязательств, большой вклад в улучшение качества работы городского коммунального хозяйства и проявленный трудовой героизм Указом Президиума Верховного Совета СССР от 14 августа 1986 года Сергею Антоновичу Явнову присвоено звание Героя Социалистического Труда, первому по своей отрасли во всей стране.
Награжден двумя орденами Ленина, орденом Трудового Красного Знамени, медалями.
Пять созывов Сергей Явнов был депутатом городского Совета. Заслуженный работник жилищно-коммунального хозяйства РСФСР. За время работы водителем обучил вождению 30 человек.
Другие воспоминания Сергея Антоновича можно прочитать здесь.

Родился  я 7 февраля 1937 года в селе Софиевка Пономаревского района Оренбургской области в семье колхозников. В этом селе было пять колхозов и один Сельсовет. В сельсовете было радио, поэтому и узнали о начале войны. Во всем селе не было тогда света.

Мне было четыре года когда началась война и я прекрасно это помню. Мы с ребятишками играли на улице, как вдруг пришли и сказали: «Война началась  Германией!». Отец – Антон Илларионович, не был на фронте, были проблемы со зрением. Но зато в это время работал в колхозе на всех работах, которые ему давали.  Дом у нас был нормальный – одна комната с русской печью. Мы спали на этой печи, мать с отцом на кровати рядом с печью. Был еще какой-то маленький чулан, где стояла лоханка(умывальня). За водой ходили на речку или брали в колодце. Семья была православная. Две больших церкви было в деревне, но я не захватил их в рабочем состоянии.

Он умер слишком рано, в 1946 году. Осталось нас трое детей – пацанов, с матерью. Я самый старший, мне было 9 лет. Жили очень бедно, после смерти отца ходили милостыню просить.  Мать – Варвара Кондратьевна, умирает в 1950 году и нас увозят вскоре в  детский дом. В детском доме я пробыл около трех лет.

Остались только два дедушки. Один из них – Скуратов Кондратий Макарович , 1867 года рождения, по линии матери. Он был очень верующим человеком. За стол не сядет, пока не помолиться. Второй дедушка – Илларион Петрович, 1877 года рождения, позже мы с ним переехали в Новосибирск.

Но сначала нас забирает дед Кондратий к себе. К нему приходит сват и говорит: «Кондратий, я в Новосибирск собираюсь к дочкам съездить!». А тетя Дуня, мамина сестра и говорит: «Так ты может Сережку с собой возьмешь?». А меня как раз после детского дома отправили в другой колхоз за 600 км от родного села. Нас человек пять привезли ребятишек  с разных детдомов. Через полтора года попросил председателя колхоза отправить меня в свой колхоз, на свою Родину. Он сразу сказал: «Езжай!». С нами детдомовскими хлопот много, нас же расселить нужно, квартиры найти.

В октябре 1954 года я приехал в Софиевку и как раз приходит дедушка. Мы собираемся ехать в Новосибирск. 11 ноября 1954 года мы выехали из села Софиевка. Приехали на станцию Кривощеково и пошли к тете Кате на улицу Букетную, которая находилась рядом с вокзалом Новосибирск-Западный. Мороз был страшный, а мы приехали в резиновых сапогах.

Потом мы пошли в гости к тете Лене, которая жила на улице Харьковская 31. Эта улица существует до сих пор, сейчас это Троллейный жилмассив. Там проживали первое время.

Первые мои впечатления: приехал в какую-то большую деревню! Сплошной частный сектор, казенных домов было мало. В основном только у сада Кирова стояли большие дома. Здесь в Кривощёково хорошо было: и радио, и свет, можно было погоду послушать или концерт по радио. А у нас в деревне ничего этого не было. В центр ездили на передаче (электричка). Любили кататься на трамваях, билет стоил 30 копеек. Трамвай ходил по кольцу, конечной остановки не было. Поэтому мы покупали один билет и катались весь день.

Я не оканчивал училище, после детдома меня куда только не возили, но меня ни где не брали из-за маленького роста. Зато очень быстро отправили на работу в колхоз!

22 ноября 1954 года я уже поступил работать на завод «Сибсельмаш». Когда я только пришел, завод продолжал штамповать снаряды. Для меня завод произвел такое масштабное впечатление! Я в своей деревне кроме кузницы больше ничего не видел. В 1959 году уже был на доске почета завода. Работал прессовщиком в цехе № 8, изготавливали детали для сеялок. В цехе работало 800 человек! Когда я пришел, работали в три смены: с 8 утра до 16 00, с 16 00 до 00 00, и с 00 00 до 8 00. В третью смену было очень плохо работать – спать хотелось. Только примерно в 1959-1960 году отменили третью смену.

Нормы пятилеток всегда перевыполняли. Я перевыполнял норму на 300 процентов. Чтобы перевыполнить норму приходилось в день пробивать тысячу штук, каждый уголок весил 18 килограмм. Каждый нужно было поднять, пресс положить и пробить! Норму вырабатываешь свою – получаешь высокую зарплату! Получал где-то  в среднем 800-900 рублей. Норму выработки все время увеличивали, чтобы не платить много денег.

Со своей будущей женой познакомился на заводе. Трудились в одном цехе, водной бригаде, и у одного мастера.

Как только построили мост, сразу же пустили троллейбус до сада Кирова. Первый раз я прокатился на троллейбусе от сада Кирова и до центра. Поглядел, как сидит водитель: в белой рубашке с галстуком, в кабине чистота! Мне тоже захотелось стать водителем! Услышал объявление по радио: «Набирается набор группы водителей троллейбусов. Отдел кадров находится по адресу Мичурина, 7». В октябре 1961 года я поступил на курсы водителей троллейбуса.

Я пришел и написал заявление, меня приняли. 16 октября сел за парту и стал учиться. Перед этим пришел к начальнику своего цеха и говорю: «Константин Иванович, вы не можете меня отпустить? Я хочу быть водителем троллейбуса и возить вас на работу!». Без всякой отработки меня отпустили, подписали заявление и все.

Занятия проходили на улице Крылова – прям напротив Центрального рынка, раньше там стоял деревянный двухэтажный домик, а потом его снесли. Там учили не только водителей троллейбусов, но и водителей трамваев. В группе было около 30 человек: среди одногруппников были и девушки! Желающих то было много, а потом оказалось, что с моей группы осталось 3 человека, которые работали водителями. На фотографии мы и стоим: Женя Дубина, я и еще один товарищ. Нам платили стипендию размером 30 рублей.

Стоит заметить, что первых водителей троллейбуса, как я потом узнал, возили учиться в Екатеринбург!

 Напротив домика, где мы учились, стояла пирожковая, мы там кушали. Курсы длились шесть месяцев. Сначала стажировку проходили – 90 часов на учебном троллейбусе. Едем как-то через Каменку по 5-маршруту (Ленинградская-пл. Калинина), тогда же был узенький мостик, не такой широченный как сейчас, внизу дома стояли. Я сижу рядом с водителем и говорю: «Леш, а что это там дома какие-то стоят?». А он мне: «Ты что еще не видел ни разу домов?». Я был в постоянном напряжении за рулем и кроме дороги ничего не видел!

Раньше у водителя место в кабине было посередине, а по бокам стояли панели. Спидометры уже были, но когда я пришел работать – они уже поломались. Зимой было так холодно, страшно вспоминать! Стояли только стеклообогреватели, чтобы стекла не замерзали, а от них толку мало. Ездили постоянно в морозы с солью и тряпочкой, чтобы стекла и зеркало протирать. Зеркала были маленькие, как на велосипеде!

Валенки надеть нельзя  было, на педали нажать не сможешь тогда, кондуктору повезло – надел валенки и вперед! А у водителя ботинки назывались «Прощай молодость!» – это боты из войлока, вовнутрь домашние тапочки одевались. А в салоне было еще холодней, чем в кабине. Вот поэтому нас и осталось трое со всей группы, остальные сбежали!

18 марта 1962 года я уже первый раз повез пассажиров по маршруту №2. С марта 1962 по декабрь 1962 года я работал в Дзержинском депо. Дзержинское депо открыли в 1958 году, а до этого троллейбусы стояли под открытым небом на автовокзале (Мостовая). Не было даже гаражей, ямы выкапывали и таким образом ремонтировали. 22 декабря 1962 года меня вместе с моим троллейбусом перевели в новое Кировское троллейбусное депо. Здесь и началась моя настоящая троллейбусная жизнь!

Первый мой маршрут № 2: от вокзала до аэропорта «Северный». Март-месяц, гололед страшный, я еду по Красному проспекту и боюсь, что кто-нибудь на дорогу выбежит! Хорошо, что тогда троллейбусов было мало, а то я целый час ехал! Было строгое расписание, если не выполняешь – меньше заработаешь. Раньше все зависело от графика движения, почти через каждую остановку наблюдал диспетчер и контролировал прохождение.  Если раньше проехал диспетчер сообщает в депо: «Троллейбус № 2 проехал на 5 минут раньше, округлите рейс». Меня сразу лишают премии.

Первый график работы: в 5 30 выезжаешь и работаешь часов до 14-00. В 15-00 пересмена. Так два дня подряд работаешь, третий – выходной. Следующая смена с 15-00 и до 1 часа ночи. В три часа утра нужно было выходить из дома, чтобы успеть добраться до работы. Сначала шел 40 минут по трамвайным шпалам пешком до ул. Чехова (Кировская), а там уже служебная машина поджидала. В пять утра служебная машина привозила нас в Дзержинское депо.

Народу забивалось столько, что водитель пока ходил отмечаться на конечной остановке, потом не мог обратно в кабину забраться. На одной остановке все забьются, а  на другой уже не влезают, давка начинается! Я работал и с кондукторами, и с абонементами, и с кассой, и с компостерами. Эта вертушка – бросил 5 копеек и намотал себе, сколько хочешь билетов!

Один раз был смешной случай: ребятишки-хулиганы взяли и утащили все билеты! А мне же отчитываться в депо надо за билеты. С меня потом и списали деньги за билеты…

До 1965 года я работал на старом троллейбусе – МТБ-82-Д, а потом стали приходить троллейбусы ЗИУ-5. В этих троллейбусах ЗИУ-5 уже сидел с левой стороны, панелей не было по бокам.

Вначале 1970-х ввели форму для водителей. Всем стали шить форму, 50 процентов мы сами доплачивали. На самом деле ее кто хотел тот и носил. Строгого регламента не было.

С 1969 по 1974 год работал водителем троллейбуса № 11 с перерывчатым графиком. Утром увожу пассажиров на заводы: Сибсельмаш, завод им. Кузьмина, бетонный завод, завод медпрепаратов и другие, а вечером развожу обратно. Это был специально создан такой маршрут для заводов. Пассажиры одни и те же, они утром купят билет, а вечером с тем же билетом садятся и едут бесплатно! Водители возмущались, а что толку… сначала я старался проверять билеты, а меня обзывали по-всякому, а мне зачем это!

Водителей всегда не хватало, приходилось в выходной день выходить работать. Никто не хотел идти работать: приходилось рано вставать, работа тяжелая, так еще и платили мало. Только в 1970-80-х стали платить нормальные деньги.

Чаще всего штанги ломались: превысил скорость в неположенном месте – сразу штанга ломается, особенно зимой на три части распадается! Скорость превышали иногда, а как без этого… На коммунальном мосту была скорость положенная 25 км\ч, на некоторых участках всего 5 км\ч. Как-то раз, когда я еще на троллейбусе № 2 ездил, мне пришлось обгонять автобус № 6, у него почти такой же как и у нас маршрут был. Мне нельзя было его пропускать, иначе все пассажиры у него будут. И я ведь так поехал, что его обогнал! А это еще троллейбус МТБ-82-Д был! До конечной доехал, ко мне подходит водитель того самого автобуса и говорит: «Слушай, ну ты молодец! На таком троллейбусе обогнать».

В 1986 году я получил звание «Герой социалистического труда». Я когда по радио услышал что награждается Явнов Сергей Антонович, так у меня дар речи пропал! Проработал я в троллейбусном депо до 2000 года!