«Позволить себе остановиться и посмотреть городу в глаза. Подойти к реке и протянуться руками от берега до берега. Распахнуться грудной клеткой навстречу звукам мостов, окон, кораблей. Встать на Фабричную и собрать где-то в районе позвоночника все ее деревья, дома, машины, пыльные закутки, портовые краны — и всей улицей сделать шаг на север, следуя течению реки. Сделать шаг на юг, к самым ее истокам.
Пересобрать город через собственное тело и рассказать об этом историю. Постараться, чтобы за твоим собственным голосом (голосом рассказчика) был слышен голос города (были слышны голоса города)».
«Школа наблюдений» — это лекционно-практическая мастерская по исследованию города. Несколько месяцев мы проводили практические «лаборатории» и открывали для себя Новосибирск и улицу Фабричную через звуки, запахи, телесность, визуальные образы, людей.
Лаборатория телесности стала одной из 10 лаборатории проекта «Школы». Какие у нас отношения с пространством и как мы их выстраиваем, как мы с ним взаимодействуем? Как мы формируем это пространство?
Участники, среди которых танцоры, директора, создатели лофтов и актеры, осмысляли пространство через тело: исследовали местность, рассматривали детали, искали свое место. За 3 месяца активной работы они собрали большой спектр ощущений и представлений об улице Фабричной — из чего родились личные истории, рассказанные через танец.
Месяц занятий, месяц съемок и месяц монтажа. Итогом исследования стали четыре видео-эссе, созданные в формате кинотанца участниками лаборатории телесности.
Фильмы
«Остановка»
Машины проезжают одна за одной, кажется, что все они похожи до такой степени, что возникает чувство, будто все это уже было, со мной ли? С кем-то ещё? Один и тот же ритм, одна и та же улица, ты и ожидание. Или можно не бороться с внутренним импульсом и разорвать этот привычный ритм вязкого ожидания, дать свободу внутреннему ритму стать частью внешнего? И может оказаться, что между ними и нет конфликта?
«Бегущий»
Часто мы убегаем от себя. Кто-то бежит в заботы и суету, не замечая того, что происходит внутри. Кто-то фокусируется на душевных переживаниях, не видя, что происходит вокруг. Но и те, и другие часто не замечают тот момент, в котором находятся, не успевают прочувствовать красоту и вкус жизни.
Но если замедлиться и прислушаться к себе, своему телу, своему живому дыханию, то есть шанс обнаружить себя частью большого танца жизни и найти гармонию.
«Вспоминание»
Мы привыкли к тому, что физическое пространство легко можно описать материальными признаками: большое/маленькое, цветное, плотное, тёплое/холодное… А что, если пространство слишком сложное, наполненное тем, что не опишешь словами? Если пространство утекает, меняется с каждым шагом, с каждым визитом открывает своё новое измерение? Фабричная оказалась именно такой, и всё равно хотела быть выраженной в творческой работе.
Асфальт, каменные стены, металлические ограждения Фабричной хоть и выглядят плотными, даже жёсткими, но содержат лишь факты. Я же хотела показать истории. Здесь жили и работали люди, здесь родился город, здесь были шум и суета, каждую секунду происходила кипящая жизнь, и мы можем почувствовать это.
Пространство Фабричной научило смотреть непрямым взглядом, больше опираясь на ощущения, заглядывать наизнанку и не делать окончательных выводов.
Фильм «Вспоминание» — о процессе, путешествии во времени и мыслях, действии, которое происходит в этом самом моменте, между прошлым и будущим, пока я гуляла по Фабричке, пока делала монтаж или пока вы читаете этот текст.
«человек. город. человек»
Торопясь по своим делам или домой, пробираясь сквозь толпы в метро и параллельно слушая музыку, мы воспринимаем город как данность. Привычный фон, который появился тут неизвестно как и неизвестно почему. Но за каждым зданием и тропинкой, забором и дыркой в нём — человек. Подумать только: даже самые старые, пусть и разрушенные сейчас дома кто-то когда-то зачем-то построил. Интересно, чувствуют ли это те, кто ходит по улицам города сейчас? И чувствуют ли, что они также меняют город собой и своим присутствием?
город и человек. человек в городе. город без человека. человек и город.