6 декабря в1876 года в крестьянской семье Дмитрия Павлентьевича и Ирины Осиповны Крячковых родился мальчик, которого нарекли Андреем. Крячковы жили в небольшой деревне Вахрево, Ярославской губернии. Из ярославской деревни Андрей Дмитриевич Крячков шагнул в большую жизнь. В 1902 г. А.Д. Крячков закончил ПИГИ. На последних трёх курсах Андрей Дмитриевич получал «казённую стипендию», вследствие чего по окончании института должен был прослужить три года в одном из губернских Строительных отделений. Из 69-ти предложенных институтом вакансий Крячков выбирает Строительное отделение Томского губернского правления. И с этого времени прочно связал свою судьбу с Сибирью. В 1906 году Андрей Дмитриевич подготовил первый проект для Новониколаевска: здание Общественного собрания, за проект которого он получил I премию на конкурсе, но которое не было выстроено.
140-летию со дня рождения А.Д. Крячкова был посвящен круглый стол, который прошел 7 декабря в музее Железнодорожного района. Тема круглого стола: “А.Д. Крячков: 45 лет в Новосибирске, с Новосибирском, для Новосибирска”.
Перед началом обсуждения посмотрели карту, на которой отмечены города, для которых проектировал и стр
Меня совершенно очаровал уровень обсуждения и атмосфера, которая сложилась. Я реально увидела, как рождается диалог. И организовать диалог удалось в режиме, о котором написал В.П. Тыщенко. «Из нашего прошлого мы выделим монолог КУЛЬТУРЫ Мы против ВАРВАРСТВА, которым наделяются «Они». Но так жить нельзя. Будущее должно быть представлено как идеал диалога «Мы – Вы», в котором стороны признают друг друга такими, какие они есть. Если изменения необходимы – стороны меняют себя сами»(1).
У каждого из присутствующих был свой взгляд на проблему, но все были готовы слушать и слышать друг друга. Очень интересными были замечания Вадима Петровича Капустина о ходе застройки нашего города и об архитекторах, которые работали в первой половине прошлого века в нашем городе. Людмила Ивановна Дремова увлекла суждениями о смыслах, которые закладываются в городской среде; о влиянии, которое оказал Санкт-Петербург на молодого человека, каким был А.Д. Крячков, когда учился в ПИГИ; почему наш город начинался в своем архитектурном решении с храма и школ.
Участники круглого стола предложили продолжить встречи, сказали, что готовы выступить перед школьниками и актуализировали проблему сохранения городского пространства, адресовав просьбу подключить музей города Новосибирска к акциям горожан, связанным с проспектом Б. Хмельницкого.
Примечания: (1) Тыщенко В.П. Философия культуры диалога. Введение. – Новосибирск, 1993. С. 20.
Ведущий методист музея Железнодорожного района, к.и.н. Л.В. Котович