30 марта в музее был проведен танцевально-двигательный тренинг, приуроченный к недавно прошедшему Дню работника культуры. Его провела педагог-психолог центра психолого-педагогической поддержки молодежи «Диалог» Сыроквашина Ирина Борисовна. В мероприятии участвовали студенты Сибирского Политехнического Колледжа (группа ПСО-1 -16, 1 курс), а также приглашенные музеем члены Совета ветеранов Калининского района.
Сначала Ирина Борисовна рассказала о роли танцев в народной культуре.
Круговые танцы – это древние практики самых разных народов мира. Танец – это изначальная, наиболее древняя форма самовыражения. Через язык движений осуществляется глубинная связь с эмоциональным и духовным миром.
Танец был одним из способов жизни, общения, гармонизации человека.
Когда-то мы танцевали всю жизнь напролет – пока работали, играли, дрались и любили. Танцевали, чтобы умилостивить богов, чтобы солнце всходило, реки текли, деревья росли и цвели. В танце настраивались на новые ритмы и циклы, выражали свои намерения и мечты, понимали нашу силу, нашу мощь, наше место во Вселенной.
И через танец передавали свое понимание следующему поколению.
Также она объяснила пользу танцев для любого современного человека.
Игры и танцы народов мира помогут вам:
1. Повысить двигательную активность, координацию движений, ориентацию в пространстве.
2. Развить внимание, память, улучшить овладение новой информацией.
3. Обрести терпение, уравновешенность, гармонизировать работу двух полушарий.
4. Улучшить умение налаживать контакт с людьми, чувствовать партнера по общению без слов, через движение.
5. Стать более жизнерадостным и эмоционально открытым, проявить творческое самовыражение посредством звука, ритма, жеста.
6. Познакомиться с культурой народов разных стран, прочувствовать их самобытность и общность.
После такой мотивации не осталось ни одного из присутствующих, кто бы ни захотел проверить все это на деле.
За полтора часа участники тренинга познакомились с особенностями культур разных народов.
Сначала водили затейливые русские хороводы и «ручейки», повторив за древними славянами их представления о создании и структуре Вселенной, выраженные в шаговых рисунках.
Станцевали и удалой парный русский танец «Светит месяц» со сменой пар. Ведь раньше танец выполнял и социальные функции – во время «вечерок» выбирали невест. Смена пар также учила находить контакт с разными партнерами, учитывая индивидуальность каждого.
Потом танцевали веселый свадебный израильский танец «NIGUN ATIK», в котором были несимметричные хлопки, что требовало особого внимания к ритму. Сбой ритма вводился специально, чтобы быть готовым к неожиданностям, к нестандартным ситуациям в жизни. В этом танце также можно было загадывать желания.
Еще в нем была непривычная манера держаться друг за друга в кругу, что автоматически выпрямляло осанку танцующих.
В ходе танцев была раскрыта и психологическая подоплека танцевальных движений, заложенная в движениях народная мудрость.
Много интересного гости музея узнали о греческих танцах. Древние греки считали танец прекрасным даром богов, в котором заключено единство душевной и физической красоты, чувства и мысли, движений, музыки и пения. У них даже была Муза танца Терпсихора. Потомки древних эллинов и умирали в танце. Есть такая легенда, что 500 лет назад из всех греческих островов только остров Каломат не покорился турецким завоевателям. Мужчины острова погибли, но оставшиеся женщины, старики и дети взялись за руки и начали танцевать над пропастью. Так, танцуя, они все и погибли, но не попали в руки врагов.
А танцоры в музее исполнили красивый и торжественный танец, названный по имени греческой девушки «I ROZA I NAZIARA», разучив танцевальное движение «виноградная лоза», проведя таким образом суставную гимнастику.
Во время «путешествия» по Европе был исполнен польский танец «Краковяк» в тройках. Здесь все почувствовали себя участниками придворного бала.
В результате занятия участники прочувствовали особенности разных культур, но и общность шаговых рисунков танцев разных народов, что способствовало формированию толерантности. В общем кругу танцевали представители разных поколений. И ветераны не уступали в активности и задоре молодежи. На встрече, видимо, не случайно оказались бывшая выпускница (1975 г.) Политеха Руднева Н. Г. и его бывший преподаватель Лысенко С. В. Оба были связаны со специальностью «электооборудование предприятий». Поэтому и «зажигали» в танце.
Чувство групповой сплоченности, единения разных народов и в то же время осознание своей национальной идентичности, эмоциональный подъем и бодрость в теле уносили участники тренинга домой. «Я даже помолодела», – призналась одна из старших гостей мероприятия. Сотрудники музея тоже не были только организаторами мероприятия. Абарникова Э. Г. очень активно танцевала со всеми вместе.
Проведение совместного мероприятия музея и психологического центра принесло удовлетворение всем – и учреждениям, и участникам.
Для студентов также была проведена экскурсия по музею и его новой выставке «История фотографии или быт за кадром».