Сотрудники Музея города Новосибирска ведут активную работу по возрождению социального туризма, который позволит удовлетворить духовные и познавательные потребности всех категорий населения.
Мы стремимся дать горожанам возможность увидеть, узнать родной край, свою страну, свою историю; сделать доступными путешествия по Новосибирску для духовного и информационного обогащения и наполнения яркими впечатлениями.
Не все жители города могут посетить интересные места, поэтому и возникла необходимость разработки специальных экскурсий.
Задача по созданию экономически выгодных условий для работы по формированию и реализации общедоступных туров в городе остается. Проводимые и разработанные на перспективу мероприятия – это первый шаг на пути в создании новых социально-адаптированных туристических программ и маршрутов.
Эта работа позволит людям пожилого возраста и с ограниченными возможностями изменить ситуацию в социальной адаптации в лучшую сторону, поможет почувствовать, что о них помнят, думают, хотят помочь.
Дальнейшая работа в этом направлении может явиться полноценным эстетическим подарком для этих людей, и будет, несомненно, носить просветительский характер.
Цель:
– вовлечение людей пожилого возраста и с ограниченными возможностями в активную жизнь гражданского общества, осуществление мер по социальной адаптации данных категорий с помощью проводимых социокультурных реабилитационных мероприятий.
Задачи:
1) привлечь к активному участию в мероприятиях проекта пенсионеров и людей с ограниченными возможностями из различных районов города;
2) оказать социо-культурную и информационную помощь;
3) способствовать пространственному ориентированию в Новосибирске;
4) повысить уровень морального и эмоционального состояния указанных категорий населения;
5) обеспечить условия для совместной деятельности здоровых горожан и людей, чьи возможности ограничены.
Реализованные мероприятия:
- Выездные мероприятия в Домах ветеранов :
- встреча по теме «Покрышкин А.И. – Герой Советского Союза»
- встреча по теме «Притяжение 50-х»
- встреча по теме «История нашего города в фотографиях»
- показ музыкальных фильмов
- проведение мастер-классов
- встреча двух поколений: 60-х гг. и 80-х гг.
- Социальные экскурсии:
- Наша Колывань
- Новосибирск – перекрёсток религий
- Новосибирские фонтаны
- Новосибирск нашей молодости
- История промышленности Новосибирска
- Для детей-инвалидов по зрению разработаны экскурсии и мероприятия:
- Экскурсия в Оперный театр с последующим семейным просмотром спектакля
- Экскурсия в музей им. Баландина
- Экскурсия в лабораторию строительных материалов НГАХА
- Экскурсия в здании бывшего солодовенного завода
- Дома нашего города (знакомство с архитектурой жилых домов, пространством дома (пустое здание)
- Знакомство с Детской железной дорогой
- Экскурсия на фабрику мягкой игрушки
- Экоэкскурсия в зоопарке
- Познавательные занятия в зоопарке
- Фестиваль «Твой километр» (ориентирование в пространстве)
Отзывы
В течение трех дней волонтеры из Бердска и Новосибирска проводили экскурсии для незрячих детей в рамках нового проекта “Музей без барьеров”. Методист и экскурсовод Музея города Новосибирска Евгения Васильева является куратором данного проекта. Она предварительно провела встречу с волонтерами, ознакомила их с основными задачами и объяснила специфику работы с невидящими детьми.
– Главное, что вам необходимо делать, – объяснила Евгения Анатольевна, – это помочь детям тактильно ощутить то, о чем я буду рассказывать. Дать им прочувствовать форму предмета, осознать наполняемость пространства и понять величину тех или иных вещей.
Очень важно, по мнению куратора, изначально понять, что эти дети – особенные. К ним, соответственно, нужен своеобразный подход.
– Их, как и остальных детей, лучше всего на экскурсии держать за руку, – отметила Евгения, – более близкий контакт может нервировать. Важно рассказывать детям так, чтобы они хорошо представляли, о чем идет речь. Тактильное ощущение и создание образов – вот основные параметры, на которые должен опираться волонтер при общении с незрячими.
В проекте поучаствуют 6-8 подростков от 10 до 17 лет. Каждый волонтер будет работать со «своим» ребенком. И так как проект рассчитан на полгода, организаторам хотелось бы работать с постоянными волонтерами. Одним из таких стала студентка новосибирского педуниверситета Елена Шумилова.
– Я увидела информацию в «Вконтакте» о том, что требуются волонтеры для помощи слепорожденным детям, и сразу же откликнулась, – поделилась Лена. – 365 дней в году мы по большему счету живем для себя. И посвятить три дня общению с теми, кто не видит того, что видим мы — это нормальный поступок нормального человека.
Для Елены участие в этом проекте станет, как говорит она, «экспериментом над собой». Девушке интересно узнать, какие ощущения у нее возникнут от взаимодействия с невидящими детьми.
– Я постараюсь стать его глазами на это короткое время, – говорит участница проекта. – Хотя бы на три дня. А потом уже все решится, в зависимости от того, как будет развиваться мое волонтерство. Это станет испытанием на мою человечность.
В планах организаторов снабдить каждую подобную экскурсию тактильными материалами и начать проводить аудио-экскурсии, а также прикреплять за каждым ребенком волонтера на перспективу. Подростки, с которыми предстоит работать волонтерам, очень бояться выходить из дома одни. Поэтому одна из основных целей мероприятия – приучить их к самостоятельности.
Автор: Олеся Аминева, журналист
Оригинал материала – https://www.berdsk-online.ru/all-news/society/2528-volontery-iz-berdska-stanut-glazami-nezryachih-detej
Бердские волонтеры стали глазами незрячих детей
Добровольцы из Бердска и Новосибирска провели три дня с невидящими школьниками. Посетили музей им. Ю. В. Кондратюка и проехали с ними по левому берегу на автобусе. Волонтеры включились в проект «Музей без барьеров», стартовавший 27 марта 2013 года в Новосибирске.
Сопровождали незрячих детей и их новых друзей организаторы проекта «Музей без барьеров» Стас Белов и Евгения Васильева. По мнению Стаса Степановича, просто быть инструктором по ориентированию незрячих детей слишком мало.
– Нужно нечто большее, – говорит он. – Поэтому я и стал лидером проекта, чтобы разработать более новые методики. Тактические приемы поведения в той или иной ситуации, пространственные представления по местности – вот основные пункты нашей работы.
Незрячие дети, как объяснил Стас Белов, должны познавать мир с помощью ощущений, восприятий, воображения.
– В будущем собираемся создать сайт с тематикой ориентирования, – поделился организатор. – Это же очень обширная тема. На сайте будет представлена информация о профессиях, о животном мире и многое другое. Также мы хотим проводить конкурсы, например «Мой город», где ребята составляли бы аудио-версии своих представлений о месте, в котором они живут.
В числе волонтеров была студентка новосибирского педуниверситета Ирина Головко. Она стала «глазами» 17-летнего Ромы Яцукова, который перестал видеть в 9 лет.
– Это были очень эмоциональные для меня дни, – взволнованно рассказывает Ирина. – Мне безумно хотелось, чтобы ребятам все понравилось.
По мнению студентки, все дети одинаково любознательны вне зависимости от их природных данных. Она отмечает, что заметила это, работая на площадке для незрячих и слабовидящих во время фестиваля «Интерра-2011». Это был ее первый опыт общения со слепыми.
– Все невидящие, которых я знаю, вне зависимости от их возраста, очень талантливые, образованные, разносторонние, активные и самостоятельные личности, – продолжает Ирина Головко, рассуждая, что каждый из нас может помочь сесть в нужный автобус человеку с белой тростью. И перечень того, в чем ждут нашей помощи незрячие люди, по мнению девушки, пространный.
Студент Академии госслужбы Новосибирска Артем Парфенов так объясняет свое желание провести время с незрячими детьми:
– Когда помогаешь людям, рационального объяснения таким поступкам нет и быть не может. Это намного глубже… Лично для меня эти дни — простое общение с обычными людьми.
Для незрячего новосибирца Ромы Яцукова, самого старшего из всех участников проекта, такие мероприятия, по его словам, важны и нужны.
– Дома я вообще сидеть не люблю, поэтому с большим удовольствием прогулялся по музею и родному городу с моими новыми друзьями, – говорит он.
Рома около 9 лет коллекционирует модели машин, изучает специальные программамы для слабовидящих людей на компьютере и очень любит общение.
– Мое любимое занятие – болтать по телефону с друзьями и подругами, которых у меня очень много, – улыбаясь, пояснил юноша. – Этот список регулярно пополняется новыми контактами.
Узнав о том, что в рамках проекта «Музей без барьеров» в апреле запланировано посещение новосибирского театра оперы и балета и у нас будет возможность побывать в оркестровой яме, Рома очень обрадовался и с нетерпением ждет этого дня.
Волонтеры, подружившиеся с юным коллекционером, обещают съездить с ним в Академгородок. Там Рома Яцуков был только в Доме Ученых, а мечтает просто погулять по улицам и аллеям этого живописного района Новосибирска.
За первые три дня невидящие школьники и их волонтеры посетили Музей города Новосибирска, первый панельный дом города, Бугринский солодовенный завод, памятник Александру Покрышкину.
Автор Олеся Аминева, журналист
Оригинал Статьи – https://www.berdsk-online.ru/all-news/society/2573-berdskie-volontery-na-tri-dnya-stali-glazami-nezryachih-detej
Экскурсия на фабрику игрушек
Встреча до экскурсии
В день экскурсии меня закрепили за 10-летним Денисом, самым маленьким из группы незрячих детей. Мы уже общались с ним раньше, и я не понаслышке знаю, какой он активный и резвый. Но если на прошлых экскурсиях мы с волонтерами в буквальном смысле снимали его с дерева, на которое он молниеносно забрался, стоило его сопровождающему на минуту отвлечься, то в этот раз Денис вел себя очень послушно и не вызывал всеобщего волнения.
Я забрала его прямо из дома, где его провожала мама Ольга. На вопрос мальчика «Где мои ботинки?», мама ответила: «Где оставил, там и стоят!» Традиционный ответ всех мам, не правда ли? И действительно, в скором времени Денис нащупал свою обувь прямо у входной двери, надел куртку, шапку и мы отправились на остановку.
До самой остановки мальчик знал, где мы идем, и сам описывал дома, что вокруг нас находились. Но как только мы сели в троллейбус, посыпалась куча вопросов: «А где мы едем?», «А что здесь интересного есть?», «А нам еще много остановок?». Было очень интересно рассказывать Денису какие-то истории о людях, в честь которых названы остановки или улицы нашего города. Но сложнее было описать ему, какого размера здания, и какого цвета проезжающие мимо машины. Как выяснилось, Денис не видит с рождения. Но иногда он может различать свет и тень, какие-то силуэты, чувствует, когда из-за туч выходит солнце, и мальчик начинает по-настоящему щуриться.
Денис на удивление очень общительный и жизнерадостный. За поездку успел рассказать, какие в школе бывают вредные девчонки и как они визжат, когда их дергаешь за косы. Учится мальчик в новосибирской школе-интернате для слабовидящих детей. Ограничения по зрению совсем не мешают резвому ребенку бегать по коридорам и вызывать у учителей негодование. Ему нравится привлекать к себе внимание, пусть даже такими способами. Перед тем, как нам нужно было покинуть транспорт, Денис показывал мне пальчиками, какого размера он вылеплял поделки из пластилина. Самая большая и его любимая фигура – вылепленный дом с трубой и крышей.
На фабрике игрушек «Новосибирская»
Недалеко от фабрики игрушек нас уже ждали организатор проекта «Музей без барьеров» Евгения Васильева вместе с ребятами и волонтерами. Экскурсию по нескольким кабинетам этой частной организации проводила замдиректора фабрики «Новосибирская» Ольга Меднис.
Она впервые рассказывала об особенностях работы предприятия детям, которые не видят. И было заметно, что Ольге Алексеевне так же тяжело делиться информацией, как незрячим ее получать. Ребятам было очень сложно удерживать свое внимание исключительно в аудиальном формате. Им нужно было трогать то, о чем говорят, задавать уточняющие вопросы, а приходилось только слушать. Волонтерам в этом плане было проще: они осматривали помещения и могли посчитать, сколько больших плюшевых медведей лежит на полках.
Однако после предложения волонтеров сначала дать детям возможность ощутить качество материалов, из которых делаются игрушки, а уже потом вести лекцию о них, контакт с экскурсоводом был налажен. Здесь незрячие дети на ощупь познакомились с материалами, из которых изготавливают игрушки (длинношерстный мех, плюш, шелк и другие; холлофайбером эти игрушки набивают изнутри).
Затем дети активно приступили к осмотру разнообразных игрушек из разных материалов, различной формы и величины. Они потрогали игрушку «Британский бульдог», созданную специально для олимпиады по английскому языку. Познакомились с большой обезьянкой Чичей из длинношерстного меха, со спортивным соболенком, стоящим на лыжах, созданным ко дню победы для города Тюмени. Каждый получил возможность обнять мягкое плюшевое сердце с руками.
Самые сильные эмоции у ребят вызвали двухметровые плюшевые медведи. Даниил и Денис просили, чтобы им этих мишек посадили на шею, так, по их словам, они смогли лучше оценить вес огромной игрушки.
Закончилась экскурсия надеванием на себя шапочек в виде мордашек зверей (лисы, козла). Даже незрячий организатор проекта Стас Белов примерил на себя такую шапку и попросил его сфотографировать. Дети подходили к нему, прикасались к шапке и угадывали форму мордочки какого животного она принимает.
После экскурсии
Денис еще долго обсуждал со мной новые впечатления от игрушек, не хотел уезжать домой. Мы немного прогулялись, но время подсказывало, что пора отвозить ребенка к маме, чтобы не волновалась.
Договорились с ним в следующий раз встретиться и пойти гулять по Березовой роще. Уж очень Денису нравится там проводить время со своей семьей. Когда мой друг оказался дома, мне нужно было возвращаться домой, в Бердск. Ноги к концу дня отваливались, жутко хотелось спать в транспорте. Но когда я ехала без Дениса, то было непривычно не обращать внимания на пролетающие за окном дома, машины. Также не нужно было осторожно обходить спешащих навстречу людей, так и норовящих не заметить идущего рядом со мной маленького спутника.
Волонтерство – большая ответственность
Волонтерство – большая ответственность, я испытала это на собственном опыте. Оно отнимает много времени и сил, но отдает взамен гораздо большее. Со мной согласен волонтер Алексей Зеленин, который помогает людям уже давно, но столкнулся с помощью незрячим детям впервые.
– Волонтерством занимаюсь около трех лет в разных сферах: помощь пенсионерам и ветеранам ВОВ, а также организация мероприятий городского масштаба. С незрячими решил заниматься, так как мне это очень интересно. Это отличный опыт, и я знаю, как эти люди нуждаются в поддержке и помощи, – говорит Алексей Зеленин. – Незрячие очень приятные в общении, так как в основном это открытые, разговорчивые и позитивные люди! На мой взгляд, экскурсия по фабрике игрушек была очень продуктивной, так как на ней дети с проблемами со зрением узнали процесс изготовления игрушек и смогли ощутить своими руками все важнейшие инструменты, применяемые в производстве. Мальчику по имени Роман, которого я сопровождал, очень понравилась эта экскурсия!
Автор Олеся Аминева, журналист
Оригинал статьи – https://www.berdsk-online.ru/all-news/society/5930-opyt-volontera-ili-ekskursiya-na-fabriku-igrushek-lnovosibirskayar
Посещение оперного театра
Дважды новосибирский проект «Музей без барьеров» провел экскурсии для невидящих школьников и их волонтеров из Бердска и Новосибирска. Напомним, что впервые своих помощников невидящие дети встретили 27 марта в «Музее Новосибирска». Ровно через месяц 27 апреля встреча повторилась уже возле главного входа Новосибирского государственного академического театра оперы и балета.
Оперный снаружи
Детей с их волонтерами встретила экскурсовод Музея города Новосибирска Любовь Писарева. Она рассказала об истории создания оперного театра, который является крупнейшим в стране. Дети услышали, как строилось здание и какие технологии использовались при его реконструкции. Для них было ново узнать, что купол театра уникален (его конструкция поддерживает сама себя без помощи колонн).
– Вы можете себе представить, что средняя толщина купола равна всего восьми сантиметрам? — Любовь Юрьевна подходит к незрячей девочке Лизе и на ее руке проводит пальцем линию, примерно равную этому расстоянию. – А если сравнить купол с куриным яйцом, то отношение толщины к радиусу будет значительно меньше.
Дети удивленно поднимают брови и представляют себе, как может выглядеть купол.
– А теперь давайте посчитаем, сколько у оперного колонн? – предложила Любовь Юрьевна. И ребята, взяв за руки своих волонтеров, стали небольшими шагами измерять расстояния между колоннами и насчитали двадцать полных и четыре полуколонны, которые пристроены к самому зданию.
Внимание незрячих школьников перед входом в Новосибирский театр оперы и балета привлекла деревянная афиша со стеклянной вставкой. Они спросили у сопровождающих, что там написано и, узнав подробно о репертуаре с 3 по 29 апреля, вошли в здание.
Оперный изнутри
Экскурсию по зданию провела пресс-секретарь театра Елена Медведская. Она принесла им для ознакомления пуанты балерин, специальные туфли для балеронов и костюмы артистов. Ребята узнали от Елены Владимировны, что практически вся одежда и обувь для выступлений создаются в самом театре. Хотя иногда, по словам пресс-секретаря, эскизы некоторых костюмов посылаются на заказ в Санкт-Петербург.
Особый интерес у невидящих школьников вызвали головные уборы. Их было не только интересно трогать, но и примерять на себе.
– На кого я похож? – спросил один из невидящих мальчишек, надев на себя маску злого волшебника из балета «Лебединое озеро». Дети окружили его и стали ощупывать маску, покрытую стразами и разноцветными перьями из ткани. Найдя на маске нечто, похожее на клюв, ребята выкрикнули: «Ворон!»
Участники проекта изучили кассовый зал и вестибюль. Тем, кто видит, достаточно одного взгляда, чтобы осмотреть эти помещения. Но для незрячих людей узнать, что находится в здании, возможно только через прикосновения. Дверные ручки, деревянные двери со стеклянными вставками, колонны внутри театра, билеты на оперу и балет – все это ощупали своими любопытными пальчиками дети из спецшколы.
Когда участники проекта «Музей без барьеров» попали в концертный зал театра, они очутились в атмосфере генеральной репетиции оперы «Иоланта». Дети с волонтерами ходили между пустых рядов и пытались осознать, какой величины зрительный зал. Помощники рассказывали невидящим ребятам, как выглядят статуи, какой формы купол и люстры.
Затем пришедшие в оперный театр по парам подошли к оркестровой яме и застали момент, когда она опускалась ниже уровня сцены. Некоторые ребятишки успели положить свои маленькие ручонки на пол оркестровой ямы, которая вскоре опустилась на несколько метров в глубину. Для них было важно почувствовать это движение, так как увидеть его они не могут.
Сначала в зале не было единой мелодии и ритма, так как каждый инструмент репетировал свою часть. Дети и волонтеры могли услышать лишь хаос звуков, воспроизводимых разными инструментами. Только после прихода дирижера музыканты остановили какофонию и начали исполнять произведение вместе, в едином ритме и в общей гармонии.
Незрячие дети услышали музыку Чайковского в исполнении оркестра Новосибирского оперного театра, проследили за руководством дирижера, строго контролирующего процесс исполнения.
Посещением театра оперы и балета в Новосибирске остались довольны и невидящие дети, и их зрячие добровольные помощники.
Автор Олеся Аминева, журналист
Оригинал статьи – https://www.berdsk-online.ru/all-news/topnews/2799-nezryachie-deti-i-ih-volontery-iz-berdska-posetili-opernyj-teatr%D0%B2
Те, кого заинтересовала волонтерская работа в этом проекте, могут связаться с организаторами для уточнения вопросов (Стас Белов – 8-951-370-61-70; Евгения Васильева – 8-913-718-58-22).