Человек на производстве: анализ официальной фотохроники 1950 года из фондов музея завода «Сибсельмаш»
Е.Н. Тютюнникова
МАУК «Музей Новосибирска»
Историография по истории новосибирского завода «Сибсельмаш» насчитывает десятки публикаций. Одних только монографий было издано более двадцати, в частности научная «Кузница степных кораблей» (Кузница степных кораблей: история Новосиб. произв. об-ния “Сибсельмаш” / [В.В. Алексеев, М.В. Зайцев, А.С. Московский и др. ; Редкол. А. П. Окладников (отв. ред.) и др.]. – Москва: Мысль, 1983.) и популярная «Державная поступь Сибсельмаша» (Державная поступь “Сибсельмаша”: страницы истории / М. Щукин, О. Турыгина, И. Пунцуль; фот. И. Умнов; гл. ред. М. Щукин).
Вместе с тем работ, посвященных анализу заводской повседневности предприятия в целом, и визуальных образов в частности, известно мало. В данной статье к материалу официальной фотохроники из юбилейных альбомов предприятия мы обращаемся со следующими вопросами: как заводская администрация в лице рабочей группы по подготовке фотоальбомов представляла себе «подходящий» для печати образ рабочего в 1950 году; как этот идеализированный образ фиксировался для истории?
Источниками служат фотоальбомы (более 100 учетных единиц) из коллекции ликвидированного «Музея боевой и трудовой славы» завода Сибсельмаш, переданной в 2018-2019 годах в МАУК «Музей Новосибирска». После первичной атрибуции и систематизации нами была проведено условное разделение фотоальбомов на тематические блоки, в частности: производственные процессы (техническая документация, чертежи, виды продукции); патриотико-героические биографии (участников Великой Отечественной войны и ветеранов труда); посещения завода официальными делегациями; общественное и жилое строительство и другие.
Большой объем материала был выделен нами в условный блок «Рабочие на производстве». В него были включено 27 фотоальбомов, отражающих официальную заводскую повседневность. Эти альбомы фиксируют факты рутинного рабочего процесса с разных позиций. Среди них можно найти сведения о рабочем графике директора завода, решении бытовых проблем сотрудников (квартирный вопрос, путевки в садик, плохая успеваемость детей, конфликты с мужем или соседями и пр.), роли рационализаторов в повышения производительности труда, адаптации подростков и взаимоотношении с ними наставников, эстетике и комфорте рабочего места и места для отдыха и другие. Эти сведения могут позволить анализировать особенности конструирования образа заводского человека в определенный период.
В данной статье используются материалы всего трех фотоальбомов, озаглавленных авторами так: «Первые ударники коммунистического труда завода Сибсельмаш» (1947-1962 гг.), «Отчёт отдела подготовки кадров за 1950 год», «Рационализаторы завода 1950 года». Мы поставили перед собой следующие задачи: кем и с какой целью создавались эти альбомы; какие представления о рабочем завода («сибсельмашевце») они отражали.
В альбоме «Отчёт отдела подготовки кадров за 1950 год» 17 листов из толстого картона, на которых размещено 10 страниц машинописного отчета за подписью начальника отдела подготовки кадров т. Денисова и 31 фотография с аннотациями и текстами о подготовке кадров на заводе.
Альбом целиком посвящен работе отдела подготовки кадров в 1950 году, что и указано на первой титульной странице. Альбом изготовлен добротно, из дорогостоящих материалов.
В тексте отчета начальник отдела указывает на прямую связь распоряжений правительства и проводимой на заводе работы: «Достижения нашего народа в деле успешного выполнения послевоенного Сталинского плана, во многом зависит от технической и политической грамотности нашего рабочего класса и нашей интеллигенции. Одним из величайших достижений нашего народа является достижение его в области подготовки квалифицированных кадров, [что] во многом зависит от имеющихся производственных условий и постановки учебно-методической работы на заводе». Далее следует подробное перечисление всех видов обучения (техминимум, повышение квалификации, стахановские школы и т.д.), планируемых и полученных по каждому показателей за год. Например, было запланировано 900 вновь обученных рабочих, а фактически подготовлено 1500 человек или 166,6%.
На фотографиях этого альбома изображены преподаватели, групповые занятия в кабинетах, учащиеся за станками, а также и сами станки.
Большинство фотографий в альбоме – профессиональные и постановочные, что видно, в частности, по экспозиции кадра (фото “Курсы по подготовке технологов по холодной обработке металла”), равномерной расстановке фотографируемых на снимке (фото “Курсы повышения квалификации шоферов на 2-й класс”), позам, парадности одежды и причесок женщин (фото “Группа по повышению квалификации экономистов”).
Группы людей на фотографиях не повторяются: мы видим занятия в группе слесарей по вентиляционным установкам, слесарей по ремонту литейного оборудования, токарей, маляров, контролеров ОТК; мероприятия по повышению квалификации газовщиков-печников, экономистов, шоферов и т.д.
Фотографии призваны подтвердить процесс обучения и (что возможно еще важнее для заказчиков альбома) полную заинтересованность в нем самих рабочих, снимки создают впечатление о всеохватности повышения грамотности на местах и связи этих производственных задач с процессами в стране. В альбоме встречается только несколько фамилий лекторов, видимо самых именитых. Эта особенность оставляет впечатление поточности, конвеерности процесса, призванного показать среднестатистического ответственного работника, стремящегося повышать свою квалификацию, работать на благо страны и таким образом быть ее полноценным гражданином.
Второй фотоальбом озаглавлен «Рационализаторы завода 1950 года».
Здесь размещены фотографии рационализаторов и самих объектов рационализации, а также тексты с описанием новых технологий (например, «закалка лерок на агрегате ТВЧ автора Кулинича» и «измененная конструкция стержневого ящика автора Мамонова»).
Всего в альбоме 64 фотографии: 8 групповых, 54 портретных, а также 2 с изображением работы агрегатов.
Фотографии призваны подтвердить процесс обучения и (что возможно еще важнее для заказчиков альбома) полную заинтересованность в нем самих рабочих, снимки создают впечатление о всеохватности повышения грамотности на местах и связи этих производственных задач с процессами в стране. В альбоме встречается только несколько фамилий лекторов, видимо самых именитых. Эта особенность оставляет впечатление поточности, конвеерности процесса, призванного показать среднестатистического ответственного работника, стремящегося повышать свою квалификацию, работать на благо страны и таким образом быть ее полноценным гражданином.
Рассмотрим первый лист альбома, содержащий сведения о «закалке лерок».
Две трети листа занимает фотография производственного процесса и его название, треть страницы – небольшая фотография автора и подробное описание его изобретения. Обращаем внимание на то, что нигде не указаны ФИО рационализатора, должность или цех, в котором он работает, нет даже инициалов, только фамилия – Кулинич. Фотография портретная оплечная черно-белая, постановочная. Пояснительный текст содержит ретроспективную справку: «При старом способе технологии обычно лерки подогревались в газовых печах, затем окончательно нагревались под закалку в селитровой ванне. Этот способ был дорогим, требовал высокой квалификации термиста и имел большой процент брака <…> С внедрением новой технологии завод получил 152,000 условной годовой экономии».
Таким образом составители альбома фактически выводили на первое место государственные и производственные интересы (завод сэкономил, брак снижен и т.п.) и практически нивелировали роль автора.
На следующих листах альбома размещено 8 групповых фотографий коллективов-рационализаторов.
Например, на черно-белой фотографии цеха №18 изображено 23 человека.
Снимок был снят специально для этого альбома, что видно не только по расстановке людей, но и по способу художественной обработки снимка (7 из 8 групповых фотографий в альбоме оформлены в одном стиле).
Под этой групповой фотографией (как и под остальными) не перечислены фамилии рационализаторов (указаны только начальник цеха Ю.И. Молчанов и «рацорг» М.Д. Афанасьев), зато подробно указано количество выдвинутых и внедренных рацпредложений за 1949 и 1950 годы, а также сумме годовой экономии. Это указывает на плановый и отчетный характер мотивации рабочей группы, подготовившей альбом.
На остальных листах наклеено 50 черно-белых оплечных портретов рационализаторов (по 6 фотографий на лист) с краткой информацией: фамилия, инициалы, с какого года человек является рационализатором, какие обязательства на себя брал и какие выполнил.
Под этим фотографиями не указано ни одно из изобретений. Очевидная ценность и критерий отбора информации для данного раздела – экономическая выгода, факт выполнения взятых на себя обязательств и наличие способов оптимизации производственного процесса с указанием роли и вклада человека и объекта его рационализации в масштабах страны.
Фотоальбом «Рационализаторы завода 1950 года» создавался по распоряжению руководства как наглядный отчет корпоративных успехов, достигнутых деперсонализированными «сибсельмашевцами». Обилие снимков создает ощущение массовости этого движения на заводе, обыденности и типичности этого явления. Альбом воспроизводит также идеальное представление дирекции завода об идеальном работнике: целеустремленном, высококвалифицированном, инициативном. Все фотографии и надписи надежно приклеены на толстые листы картона, что указывает на факт адресации альбома не только ближайшему начальству, но и отдаленному будущему.
Третий фотоальбом «Первые ударники коммунистического труда завода Сибсельмаш», содержит 27 черно-белых групповых (в основном) и индивидуальных фотографий за 1947-1962 годы с короткой аннотацией. Альбом интересен как источник по истории заводской повседневности середины ХХ века, запечатлевший людей в их повседневной одежде и передающий бытовые особенности периода (рабочие за станком, в госпитале, на демонстрации и т.д.).
Большинство фотографий не имеет датировки. Датированные же фотографии расположены не в хронологическом порядке. Критерии отбора материала здесь тематические и сюжетные. Основные сюжеты этих кадров – собрания, первомайские колонны, рабочие в цехе, посещение больного товарища коллективом и т.п.
Под одной из групповых черно-белых фотографий рукописное пояснение: «По окончанию смены рабочие сообщают результаты работы мастеру».
На фотографии изображено не менее 9 женщин в платках и рабочих халатах, часть из них обращено к пишущей пером женщине, две смотрят в объектив; многие перекрыты другими и не видны, в то же время никто не стоит в центре снимка и не заслоняет место действия от фотографа. Можно сделать вывод, что фотография сделана в естественной рабочей обстановке в конце смены (мастер положил бумагу прямо поверх каких-то плоских заготовок, задний план практически не проработан), без расстановки фотографом. Такая сюжетная репортажная фотография позволяет зрителю почувствовать простоту и обыденность момента.
Кадр сообщает нам, что ударником может быть любой из «сибсельмашевцев», стоит только поставить перед собой высокую цель и выполнять ее изо дня в день. Заметная деталь – практически все фотографируемые улыбаются или смеются. Также можно предположить, что этот снимок был сделан во второй половине 1950-х годов, когда сам процесс фотографирования перестал восприниматься как неординарное событие в жизни.
Фотография с надписью «Члены профгруппы слушают отчет своего профгруппорга» – групповая, очевидно сделанная во время одного из собраний.
Большинство изображенных – женщины среднего возраста, они сидят в 5 рядов в зале с 4 большими окнами, их взгляды обращены в левый край снимка, туда, где находится выступающий. Одежда женщин повседневная: платья, кофты, телогрейки, платки и шарфы на головах. Многие скрестили руки на груди – видимо в зале прохладно. Фотография воспринимается как непостановочная, но при этом типологическая, сообщающая зрителю о том, как проходили рядовые заседания на заводе и о том, как одевались на работу женщины.
Авторы фотоальбома создают определенную реальность повседневной жизни именитых рабочих – ударников и просто заводчан – «сибсельмашевцев». Альбом создавался не единовременно (разные страницы, разный почерк, отсутствие или наличие аннотаций) и, видимо, разными людьми. На фотографиях представлены группы рабочих в типологизированных сюжетных вариациях.
Вместе с тем, люди здесь изображены намного живее и интереснее, чем в двух предыдущих альбомах. Сложно сказать, ставила ли дирекция завода перед фотографом цель сделать живую документальную хронику заводской жизни или это вышло отчасти случайно. Предполагаем, что во второй половине 1950-х годов изменилось представление ответственных за корпоративные отчетные издания лиц о том, как нужно изображать рабочих.
Возможно, мы видим здесь отражение индивидуальной и коллективной работы по изменению способов визуального подтверждения заявляемых успехов не только в области экономики производства, но и в благоустройстве повседневной жизни рабочего, способов редакции и корректуры «действительности», а также профессионализацию процесса создания отчетной корпоративной полиграфии во второй половине 1950-х годов.
Новосибирск 2023