Контора инженера Г.М. Будагова

(ул. Большевистская, 7)

Деревянное здание конторы было построено в середине 90-х годов ХIХ века на левом берегу речки Каменки, в квартале № 2 Закаменской части поселка Новониколаевского.

По данным Научно-производственного центра по сохранению историко-культурного наследия Новосибирской области в нём располагалась администрация строительства железнодорожного моста через реку Обь – одного из первых крупных сооружений Транссибирской магистрали.

Земельный участок для возведения конторы арендовал Г.М. Будагов, фактически выполнявший обязанности главного инженера на строительстве железнодорожного моста через Обь в 1893-1895 годах.

Григорий Моисеевич Будагов (02.01.1852 – 24.12.1921), инженер V класса, действительный статский советник.

Участвовал в изысканиях и прокладке Уфа-Златоустовской, Средне-Сибирской, Оренбургской, Алтайской железных дорог, в строительстве мостовых переходов через реки Волга, Днепр, Обь, в переустройстве горных участков линии Ачинск-Иркутск.

Родился в Петербурге 2 января 1852 года. В 1874 году завершил обучение в Петербургском институте инженеров путей сообщения Императора Александра I, и получил звание гражданского инженера «с правом производства строительных работ и правом на чин коллежского секретаря при вступлении в государственную службу».

В 1893-1895 годах был доверенным начальника строительства железнодорожного моста через р. Обь. Проработал на строительстве моста через реку Обь до августа 1895 года, когда был переведён в г. Томск помощником строительства Средне-Сибирской дороги. Его место занял другой инженер – Николай Михайлович Тихомиров, который продолжил работу в этом доме.

Будагов организовал первую в Ново-Николаевске первую народную библиотеку, одноклассную бесплатную школу для детей строителей моста.

В 1912-1913 годах осуществлял правительственный надзор за окончательными изысканиями и началом строительства Алтайской железной дороги Семипалатинск – Ново-Николаевск. Одна из первых улиц Ново-Николаевска – Трактовая, была названа Будаговской (ныне ул. Большевистская).

Занимался преподавательской деятельностью в Инженерном училище в Санкт-Петербурге.

С 1917 по 1921 годы работал в Наркомате путей сообщения, в должности заместителя председателя Межведомственного совета по выработке плана железнодорожного строительства.

Умер 24 декабря 1921 года. Похоронен на армянском кладбище в Петербурге. Награжден орденами Св. Станислава 2-й степени (1890), Св. Владимира 4-й степени (1891), Св. Анны 2-й степени (1897).

Одноэтажный прямоугольный в плане жилой дом обращен главным юго-западным фасадом на ул. Большевистскую.

Стены рубленные, обшиты горизонтальными и вертикальными профилированными досками, торцы врубок зашиты вертикальными досками с профильным завершением. Двускатная крыша сложной формы стропильной конструкции крыта железом. Декоративные детали окон и крыльца сеней выполнены с применением элементов ордерной пластики. Прямоугольные вертикальные окна обрамлены наличниками с надоконными крашенными симметричным пропильным очельем, подзором с зубчиками, пропильными кронштейнами и ажурным свесом доски с пропилами в виде звезд, ромбов, треугольных профилей. Вертикальные доски с накладными витыми полуколонками токарной работы, «капителью», образованной плоскостью доски с накладным четырехлистником. Основание полуколонки – профилированная «база», опирающаяся на подоконный карниз, завершенный сложнопрофилированной доской с пропилами (звезды, круги, ромбы).

В 1930 году дом был поставлен на учёт как жилой. В 2000 году здание было объявлено объектом культурного наследия регионального значения (постановление главы администрации Новосибирской области от 18.12.2000 № 1127).

Началась долгая эпопея выкупа исторического здания и перевод его в нежилой фонд. После того как собственники дома переехали в другие квартиры, в покинутом здании обитали цыгане и другие случайные жители. Большая часть внешнего, деревянного декора здания была утеряна, двери и окна выбиты. В доме регулярно происходили пожары. Он пришёл в аварийное состояние.

В 2017 году удалось решить юридические вопросы и приступить к восстановительным работам. Проект реставрации включал в себя максимальное сохранение оригинальных частей здания. Деревянные вековые брёвна, из которых оно было сделано, хорошо сохранились, поэтому практически весь сруб является оригинальным. Были заменены лишь верхние и нижние прогнившие венцы. Укреплён фундамент, перестелен пол и возведена новая крыша здания. На основании сохранившихся фрагментов и фотоснимков воссозданы деревянные наличники окон и другие элементы декора. Несколько наличников (со стороны улицы) также являются оригинальными.

В настоящее время в здании размещена экспозиция филиала Музея Новосибирска, посвященная строительству Транссибирской магистрали, железнодорожного моста через реку Обь, Алтайской железной дороги, Г.М. Будагову и другим первостроителям нашего города.

Источники и литература по истории здания:

Голодяев К.А. Новосибирск «на ощупь». – Новосибирск, 2007, с. 120-123.

Памятники истории, архитектуры и монументального искусства Новосибирской области. Книга 1. Город Новосибирск. 3-е издание. – Новосибирск, 2011, с. 19.

Контуром указано место расположения здания по ул. Большевистская, 7

1. Фотография «Приемка камня для постройки моста. Вид Закаменской части в 1894 году» лист из «Альбома видов г. Ново-Николаевска. 1-ое десятилетие», подготовленного к изданию Н.П. Литвиновым в 1904 году. Из фондов Новосибирской государственной областной научной библиотеки

2. Фотография «Григорий Моисеевич Будагов». Фото 1893-1899 годы (На фото Г.М. Будагов в форменном сюртуке статского советника, инженера Министерства Путей Сообщения)

3. Почтовая открытка «Обь. Ново–Николаевскiй поселокъ. № 7». Фото И. Томашкевича. Издание Д.П. Ефимова. 1904 год. МН КПоф 27740. Впервые данный снимок опубликован в альбоме «Виды Сибири и Великой Сибирской железной дороги. Выпуск 1. От р. Обь до р. Енисея и Томская ветвь». Красноярск, Издание М.Б. Аксельрод и Ко, 1899, с. 3. Повторно снимок использован при печати почтовой открытки с аналогичным названием – Издание Д.П. Ефимова. 1905 год. Фототипия Шерер, Набгольц и Ко. Москва. МН КПоф 27748, а также 3-х почтовых открыток: «Великiй Сибирскiй путь. – Grand Chemin de la Siberie. № 13. Ново–Николаевскiй поселокъ.». Издание Д.П. Ефимова. 1905 и 1906 года. Фототипия Шерер, Набгольц и Ко. Москва. МН КПоф 27736, МН КПоф 27742, МН КПоф 27753.

4. Фрагмент Плана города Ново-Николаевска в 1915 году. В центре – квартал № 2 Закаменской части города, в северо-западной части которого построено здание конторы строительства железнодорожного моста.

5. Фотография «Дом инженера Г.М. Будагова в с. Кривощеково». Лист из семейного фотоальбома семьи Будаговых. 1890-е годы. МН КПоф 29667. (Жилой дом, в котором жил с семьей Г.М. Будагов, был построен на четной стороне ул. Трактовой, напротив здания конторы для строительства железнодорожного моста).

6. Фотография «Закладка Обского моста». Лист из семейного фотоальбома семьи Будаговых. 1890-е годы. МН КПоф 29667. (Торжественная закладка первой опоры железнодорожного моста через р. Обь прошла 24 июля 1894 года. Г.М. Будагов в белом кителе, в центре среди рабочих).

1. Фотография «Строительство набережной», 1959 год.

2. Почтовая открытка «Новосибирск. Октябрьская пристань». Фото И. Курдачева. Издание Министерства связи СССР. МПФГ. Москва. 1974 год. МН КПоф 28194.

3. Фотография «Восточный (дворовой) фасад дома», 1990-е годы. Из фондов ГАУ НСО НПЦ.

4. Фотография «Деревянный декор окна на восточном фасаде дома», 1990-е годы. Из фондов ГАУ НСО НПЦ.

5. Фотография «Жилой дом на Большевистской,7. Западный (уличный) фасад», 2000-е годы.

6. Фотография «Большевистская, 7. Северный и западный фасады». Фото К. Ощепкова. 2000 год.

1. Фотография «Большевистская, 7. Деревянный декор наличников окна». Фото К. Ощепкова. 2001 год.

2. Фотография «Внутри дома после пожара». Фото А. Игнатовича. 2012 год.

3. Фотография «Брошенный дом». Большевистская, 7. Западный и южный фасады». Фото Д. Поповского. 2014 год.

4. Фотография «После пожара». Фото Д. Поповского. 2014 год.

5. Фотография «Следы одного из пожаров». Фото Д. Поповского. 2014 год.

6. Лист из проекта реставрации здания, разработанного архитекторами Научно-производственного центра по сохранению историко-культурного наследия Новосибирской области в 2012 году.

1. Фотография «Начало работ по реставрации дома: демонтаж авариный участков кровли и сруба». Автор неизвестен. 2017 год.

2. Фотография «Внутри дома: в ходе работ по реставрации». Фото К. Голодяева. 2017 год.

3. Фотография «Работы по благоустройству территории музея». Фото К. Голодяева. 2018 год.

4. Фотография «Контора инженера Г.М. Будагова после реставрации: восточный фасад». Фото с сайта “Новосибирские новости”, 2018 год.

5. Фотография «Контора инженера Г.М. Будагова после реставрации: западный и южный фасады». Фото с сайта “Новосибирские новости”, 2018 год.

6. Фотография «Фрагмент сруба конторы, оставленный открытым для просмотра посетителям музея». Фото К. Голодяева. 2018 год.

7. Фотография «Открытие музея «Контора инженера Г.М. Будагова 23 июня 2018 года». Фото с сайта “Ваш Город.ру”. 2018 год. (На снимке (слева-направо): директор Музея Новосибирска Е.М. Щукина, мэр города Новосибирска А.Е. Локоть, Е.Н. Кучеренко – правнучка Г.М. Будагова, начальник Западно-Сибирской железной дороги А.В. Грицай)

8. Фотография «Первые посетители музея «Контора инженера Г.М. Будагова». Фото Н. Нечепоренко, 23 июня 2018 год.

Вам есть, чем дополнить статью?