Вокзальный (Железнодорожный) район возникает с началом строительства станционного поселка весной 1893 года. Первые дома появляются на улице Движенцев, а название за этой частью города закрепляется только через десять лет — с возникновением других районов (Центрального и Закаменского).
После создания в них трех полицейских участков 28 декабря 1903 года Ново-Николаевск получает статус безуездного города. Его вокзальная часть в начале ХХ века становится центром общественной и культурной жизни горожан.
— Здешние кварталы считались самыми престижными в городе. На первых улицах района, носивших названия сибирских городов (Омской, Красноярской, Нерчинской, Нарымской, Обдорской), селились в основном крестьяне, переехавшие в Ново-Николаевск в поисках лучшей доли.
Богатые купцы и мещане открывали свои лавки, держали магазины. Инженеры и чиновники министерства путей сообщения предпочитали жить на улице Владимировской, которая шла параллельно Транссибирской магистрали.
Алексей Авдеев, заведующий Музеем Железнодорожного района.
Подробнее о становлении и развитии старейшего района города, первых поселенцах и устройстве их быта можно узнать на выставке «Вокзальный районъ 1893 – 1917».
Торжественное открытие 6 декабря в 16:00 в Музее Железнодорожного района Новосибирска. Вход свободный в первый день работы экспозиции.