Адрес: Аэропорт, 2/4
В условиях крайней спешки эвакуировались московские авиаремонтные мастерские, базировавшиеся во Внуково. Когда фашисты подошли к столице, Главное управление Гражданского Воздушного Флота (ГВФ) приняло решение срочно перебазировать авиамастерские. Эвакуацию с правом выбора города и места размещения поручили их начальнику — И.Я. Елькину. После осмотра площадок в Свердловске, Омске и Новосибирске Елькин выбрал Новосибирск. Власти города и руководство местного аэропорта согласились с ним и выделили соответствующую площадку.
Первый эшелон авиаремонтных мастерских с оборудованием, авиатехникой, работниками и членами их семей, отправился из Москвы 21 октября 1941 г. Тогда там еще стояла теплая осень, но когда прибыли 12 ноября в Новосибирск, их встретили тридцатиградусные морозы. С последним эшелоном приехал И.Я. Елькин. Он стал первым руководителем авиаремонтного предприятия. Работников авиамастерских в количестве 157 с семьями разместили в клубе авиаработников, в бараках стройучастка, подселили к семьям, проживавшим в домах авиагородка. Эвакуированное авиаремонтное производство разместили в двух неотапливаемых ангарах, заняли также подвалы и помещения клуба авиаработников. Оборудование смонтировали буквально в течение нескольких суток, и уже в конце ноября 1941 г. были выполнены первые работы на самолете ПС-84 со сменой двигателя. Кроме самолетов, поступавших в ремонт по графику, были внеочередные, требовавшие переоборудования или доработки для специальных целей: установки дополнительных топливных баков, вооружения, радиосредств для поле тов за линию фронта. Позже по железной дороге стали поступать самолеты, потерпевшие аварию. Первоначально основные кадры авиамастерских состояли из бывших работников московского авиазавода №89 ГВФ. Как наиболее опытные они и были назначены на руководящие должности.
Во время войны в 1941-1945 гг. завод работал без остановок. Было восстановлено 232 боевых самолета и 658 авиадвигателей, в том числе и трофейные, которые не имели сопроводительной конструкторской документации.
В конце 1942 года в мастерские железнодорожным транспортом поступил самолет ПС-64. Он стал первой машиной, прибывшей на ремонт зимой в расстыкованном виде. Сильные морозы и необычный для мастерских вид ремонта самолета создали дополнительные трудности. Но с этой задачей коллектив успешно справился. Летом 1943 года самолет ушел на фронт. Впоследствии еще не раз в мастерские поступали аварийные самолеты в разобранном виде. Они также были восстановлены.
Особенно тяжелыми считались работы по смене четырехходового бензокрана и цилиндра управления щитками центроплан «ЛИ-2». Самолеты с такими повреждениями прилетали обычно на АРБ к вечеру, поэтому ремонт их шел ночью, чтобы утром самолет мог улететь на фронт. Кран и цилиндр расположены в нижней задней части центроплана «ЛИ-2» и, чтобы их снять и смонтировать исправные, требовалось отвернуть и поставить обратно большое количество болтов крепления, работая под самолетом-тяжелейший, особенно в пургу и ветер, труд, поскольку делать все приходилось в основном голыми руками. После каждой такой операции один-два человека обмораживали пальцы рук.
Немалые трудности возникали при низких температурах и с запуском двигателей после их замены на самолете. Перед запуском они должны быть прогреты до плюс двадцати градусов. Зимой зачехленные моторы часа за три-четыре до рассвета начинали прогревать паяльными лампами. При сильных морозах только к обеду они нагревались до нужной температуры. Но как только чехлы снимали, температура сразу падала, и все приходилось повторять сначала. Иногда по несколько раз к ряду.
Тяжелыми были и бытовые условия работников мастерских. В общежитиях не работало отопление, поэтому температура в жилых комнатах была настолько низкой, что вода в стаканах за ночь превращалась в лед. Поэтому спали в верхней одежде. В комнатах проживало по десять и более человек, на которых приходилось всего по две табуретки. Не имелось ни посуды, ни ложек, ни вилок. Ели и пили из жестяных консервных банок.