«Мои родители родом с Воронежской губернии. Их родители переехали в Алтайский край на вольные земли. Я родился в Малиновке, а вся моя основное детство прошло в селе Плотава Алейского района. Папа служил в Благовещенске, когда я родился. В нашей семье было трое детей. Папа в Малиновке работал председателем совхоза, а переехав в Плотаву, стал работать директором МТС. Мама – Матрена Андреевна, работала в колхозе. Папа погиб на фронте в 1943 году.
<…>
После войны хотелось страшно учиться, но так как наша семья осталась без кормильца – пришлось идти работать в колхоз. Там я проработал три года и принял решение о том, что надо продолжать учиться. В 16 лет я приехал в Новосибирск и поступил в Авиационный техникум. Это был 1947 год. На тот момент мне казалось, что это было самое красивое здание в Новосибирске. Также мне запомнился Красный проспект и большой красивый вокзал, оперный театр. Я как все это увидел – обалдел! Хотя в то время даже на Красном проспекте стояли деревянные дома. Улица Гоголя была застроена тоже деревянными домами. Поселили меня в общежитие при техникуме, которое находилось совсем рядом. Меня город поразил еще и другим: у нас в деревне на тот момент не было ни телевизора, ни радио, ни электричества, а тут все это было!
<…>
А все началось с того, что в 1942 году в Барнауле проходил сельский смотр художественной самодеятельности. И я попал на этот краевой смотр, где исполнял собственное сочинение о Зое Космодемьянской. Успех был потрясающий! Меня здорово приняли. И после выступлений нам, детям, показали спектакль «Аленький цветочек».
Но была одна проблема – я страшно заикался. Если бы мне тогда сказали что я стану народным артистом, то я бы подумал, что люди сошли с ума! Мне доктора говорили, что очень помогает пение заикам. На втором курсе я сразу стал заниматься в вокальном кружке в Доме Офицеров. На третьем курсе к нам приехала комиссия из Ленинградской консерватории. После войны ведь было очень плохо с мужскими голосами. Они послушали меня и сказали, что я очень хорошо пою, спросили: «Хочешь учиться?». Я говорю: «Конечно, хочу!». И они сказали, чтоб я ждал вызов из консерватории. Так я уехал в Ленинград, так и не окончив Авиационный техникум.
Так как у меня было всего семь классов образования, и я обучался музыке, мне предложили окончить музыкальное училище при консерватории. Только я закончил первый семестр, как меня вызвали в военкомат и говорят, что забирают на пять лет служить на Балтийском флоте. Это был 1950 год (ведь когда я учился в Авиационном техникуме – у меня была отсрочка).
Потом меня забрали в ансамбль песни и пляски, где я стал артистом. Потом я ушел из ансамбля и меня направили в военное училище им. Фрунзе. Четвертый курс музыкального училища я уже заканчивал в штатском. После окончания меня пригласили в Пятигорский театр музыкальной комедии, где проработал около четырех лет. В основном в Пятигорском театре мы работали по санаториям. Пик посетителей приходился на лето, когда было много приезжих туристов. Но как только открылся в Новосибирске театр музыкальной комедии – я сразу же приехал! Я же здесь учился и многих знал.
Когда приехал в Новосибирск в 1959 году и мне показали первый спектакль – я испугался! Это же такая мощь! Наш оперный театр по сравнению с Пятигорским – это же смешно. Наша сцена самая большая в России, больше чем в Большом театре. А какие были декорации у первого спектакля «Вольный ветер»: море, небо… А еще 40 человек хора – молодых красивых девчонок набрали! И девяносто человек оркестра! Я как увидел эту мощь – думаю, так меня же тут задавят!
Для меня актеры всегда значили очень многое. Помню, как я учился еще в Авиационном техникуме и бегал к театру «Красный факел» и прятался за сугробы, чтобы посмотреть, как актеры выходят со служебного входа после окончания рабочего дня. Для меня они казались божествами, необыкновенными людьми. Я тогда был деревенским парнем, для меня вся театральная жизнь казалась идиллией. Только потом я уже узнал, что актеры такие же люди!
В новосибирский театр меня пригласил мой друг – композитор Георгий Николаевич Иванов, мы с ним вместе учились в Ленинграде. Как только открылся театр, он мне сразу же написал письмо: «Ваня, приезжай!». В 1961 году мы с ним вместе написали первую музыкальную комедию «У моря Обского», о нашем Академгородке. Успех был потрясающий, спектакль сразу стали показывать в десяти театрах! Скажем так, смешно, в городе Кривой Рог на берегу Черного моря шел спектакль «У моря Обского». Название мы не меняли. В 1962 году мы уже открывали московские гастроли нашем фирменным спектаклем «У моря Обского».
После премьеры спектакля «У моря Обского» мне сразу же дали двухкомнатную квартиру в первом панельном доме на улице Гоголя. Там в это время строился Ипподромский жилмассив, на месте бывшего ипподрома».
Интервью с Иваном Андреевичем Ромашко в газете “Сибирь. Моменты истины”
Интервью проекта музея “Личность в истории Новосибирска” записано в 2012 году: