Адрес: Ползунова, 21/1
19 августа 1941 года, в тяжелейший начальный период Великой Отечественной войны, Постановлением Государственного Комитета Обороны № 513 «О создании второй научно-исследовательской базы авиации на Востоке СССР» решено было организовать в Новосибирске филиал № 2 Центрального аэрогидродинамического института (ЦАГИ) имени профессора Н. Е. Жуковского, в задачи которого входило бы проведение научно-исследовательских работ в области теоретических и экспериментальных исследований по аэродинамике и прочности самолётов совместно с предприятиями и заводскими лабораториями авиационной промышленности.
Выбор Новосибирска для создания новой научной базы авиации был не случайным. Город в то время уже располагал академическими научными институтами, крупным авиационным заводом и находился в географическом центре страны.
В октябре-ноябре 1941 года из Москвы были эвакуированы около 500 ученых, инженеров и рабочих ЦАГИ, а также доставлены часть демонтированного оборудования и техническая документация на первоочередные сооружения.
Группу ведущих ученых ЦАГИ, в которую вошли доктора наук Владимир Петрович Ветчинкин, Гурген Мкртичевич Мусинянц, Дмитрий Юрьевич Панов, Константин Андреевич Ушаков, Феликс Исидорович Франкль и другие, возглавил один из основоположников аэродинамики — заслуженный деятель науки, Герой Социалистического Труда, академик Сергей Алексеевич Чаплыгин. На отведённой в Дзержинском районе города площадке началось строительство первой очереди института и с приездом С. А. Чаплыгина ускорилось строительство аэродинамической лаборатории. Сам он активно включился в работу, осуществляя научное руководство работой института и одновременно являясь председателем Комитета ученых Новосибирска. В начале 1942 года были начаты проектирование и строительство корпуса лаборатории прочности с залами статических и динамических испытаний и лабораторными помещениями.
Но академику С. А. Чаплыгину не довелось увидеть плоды своих трудов в Сибири: он умер в Новосибирске 8 октября 1942 года на 73-м году жизни и был похоронен на территории основанного им института, где покоится и сейчас. 3 апреля 1969 года в честь 100-летия со дня рождения С. А. Чаплыгина Постановлением № 238 Совета Министров СССР институту было присвоено его имя.
В 1943 году было построено первое здание — часть нынешнего корпуса № 1, где разместили аэродинамическую трубу Т-203, в конце года провели в ней первые эксперименты, а 12 июня 1944 года сдали её в промышленную эксплуатацию. Одновременно вышел приказ об организации коллектива для проведения исследований по аэродинамике самолёта.
В годы Великой Отечественной войны работой филиала руководили известные учёные и талантливые организаторы Владимир Исаакович Поликовский (1941–1942), Дмитрий Юрьевич Панов (1942–1943), Савва Абрамович Каплан (1943–1946).
В этот период выполнялись теоретические и экспериментальные исследования по актуальным темам:
- обтекание тел, близких к телам вращения, несжимаемой жидкостью;
- работа сопл Лаваля;
- расчёт ламинарного пограничного слоя;
- различные вопросы работы воздушных винтов;
- расчёт характеристик виража самолётов Як-9 и ЛаГГ-3;
- аэродинамические исследования работы самолётной механизации;
- расчёт статической устойчивости самолёта на больших дозвуковых скоростях;
- прочность соединений, применяемых в смешанных авиаконструкциях;
- прочность льда
- и другие работы.
9 июля 1946 года Постановлением № 1537-684 Совета Министров СССР Новосибирский филиал ЦАГИ преобразован в Государственный Союзный Сибирский научно-исследовательский институт авиации, Положение о котором 3 января 1947 года Приказом № 4 утвердил Министр авиационной промышленности М. В. Хруничев. Среди основных задач на первое место выдвигалось создание комплекса лабораторий по аэродинамическим и лётным исследованиям, прочности самолётов и промышленной аэродинамике.