Родился я 7 февраля 1937 года в селе Софиевка Пономаревского района Оренбургской области в семье колхозников. В этом селе было пять колхозов и один Сельсовет. В сельсовете было радио, поэтому и узнали о начале войны. Во всем селе не было тогда света.
Мне было четыре года когда началась война и я прекрасно это помню. Мы с ребятишками играли на улице, как вдруг пришли и сказали: «Война началась Германией!». Отец – Антон Илларионович, не был на фронте, были проблемы со зрением. Но зато в это время работал в колхозе на всех работах, которые ему давали. Дом у нас был нормальный – одна комната с русской печью. Мы спали на этой печи, мать с отцом на кровати рядом с печью. Был еще какой-то маленький чулан, где стояла лоханка(умывальня). За водой ходили на речку или брали в колодце. Семья была православная. Две больших церкви было в деревне, но я не захватил их в рабочем состоянии.
Он умер слишком рано, в 1946 году. Осталось нас трое детей – пацанов, с матерью. Я самый старший, мне было 9 лет. Жили очень бедно, после смерти отца ходили милостыню просить. Мать – Варвара Кондратьевна, умирает в 1950 году и нас увозят вскоре в детский дом. В детском доме я пробыл около трех лет.
Остались только два дедушки. Один из них – Скуратов Кондратий Макарович , 1867 года рождения, по линии матери. Он был очень верующим человеком. За стол не сядет, пока не помолиться. Второй дедушка – Илларион Петрович, 1877 года рождения, позже мы с ним переехали в Новосибирск.
Но сначала нас забирает дед Кондратий к себе. К нему приходит сват и говорит: «Кондратий, я в Новосибирск собираюсь к дочкам съездить!». А тетя Дуня, мамина сестра и говорит: «Так ты может Сережку с собой возьмешь?». А меня как раз после детского дома отправили в другой колхоз за 600 км от родного села. Нас человек пять привезли ребятишек с разных детдомов. Через полтора года попросил председателя колхоза отправить меня в свой колхоз, на свою Родину. Он сразу сказал: «Езжай!». С нами детдомовскими хлопот много, нас же расселить нужно, квартиры найти.
В октябре 1954 года я приехал в Софиевку и как раз приходит дедушка. Мы собираемся ехать в Новосибирск. 11 ноября 1954 года мы выехали из села Софиевка. Приехали на станцию Кривощеково и пошли к тете Кате на улицу Букетную, которая находилась рядом с вокзалом Новосибирск-Западный. Мороз был страшный, а мы приехали в резиновых сапогах.
Потом мы пошли в гости к тете Лене, которая жила на улице Харьковская 31. Эта улица существует до сих пор, сейчас это Троллейный жилмассив. Там проживали первое время.
Первые мои впечатления: приехал в какую-то большую деревню! Сплошной частный сектор, казенных домов было мало. В основном только у сада Кирова стояли большие дома. Здесь в Кривощёково хорошо было: и радио, и свет, можно было погоду послушать или концерт по радио. А у нас в деревне ничего этого не было. В центр ездили на передаче (электричка). Любили кататься на трамваях, билет стоил 30 копеек. Трамвай ходил по кольцу, конечной остановки не было. Поэтому мы покупали один билет и катались весь день.
Я не оканчивал училище, после детдома меня куда только не возили, но меня ни где не брали из-за маленького роста. Зато очень быстро отправили на работу в колхоз!
22 ноября 1954 года я уже поступил работать на завод «Сибсельмаш». Когда я только пришел, завод продолжал штамповать снаряды. Для меня завод произвел такое масштабное впечатление! Я в своей деревне кроме кузницы больше ничего не видел. В 1959 году уже был на доске почета завода. Работал прессовщиком в цехе № 8, изготавливали детали для сеялок. В цехе работало 800 человек! Когда я пришел, работали в три смены: с 8 утра до 16 00, с 16 00 до 00 00, и с 00 00 до 8 00. В третью смену было очень плохо работать – спать хотелось. Только примерно в 1959-1960 году отменили третью смену.
Нормы пятилеток всегда перевыполняли. Я перевыполнял норму на 300 процентов. Чтобы перевыполнить норму приходилось в день пробивать тысячу штук, каждый уголок весил 18 килограмм. Каждый нужно было поднять, пресс положить и пробить! Норму вырабатываешь свою – получаешь высокую зарплату! Получал где-то в среднем 800-900 рублей. Норму выработки все время увеличивали, чтобы не платить много денег.
Со своей будущей женой познакомился на заводе. Трудились в одном цехе, водной бригаде, и у одного мастера.
Как только построили мост, сразу же пустили троллейбус до сада Кирова. Первый раз я прокатился на троллейбусе от сада Кирова и до центра. Поглядел, как сидит водитель: в белой рубашке с галстуком, в кабине чистота! Мне тоже захотелось стать водителем! Услышал объявление по радио: «Набирается набор группы водителей троллейбусов. Отдел кадров находится по адресу Мичурина, 7». В октябре 1961 года я поступил на курсы водителей троллейбуса.
Я пришел и написал заявление, меня приняли. 16 октября сел за парту и стал учиться. Перед этим пришел к начальнику своего цеха и говорю: «Константин Иванович, вы не можете меня отпустить? Я хочу быть водителем троллейбуса и возить вас на работу!». Без всякой отработки меня отпустили, подписали заявление и все.
Занятия проходили на улице Крылова – прям напротив Центрального рынка, раньше там стоял деревянный двухэтажный домик, а потом его снесли. Там учили не только водителей троллейбусов, но и водителей трамваев. В группе было около 30 человек: среди одногруппников были и девушки! Желающих то было много, а потом оказалось, что с моей группы осталось 3 человека, которые работали водителями. На фотографии мы и стоим: Женя Дубина, я и еще один товарищ. Нам платили стипендию размером 30 рублей.
Стоит заметить, что первых водителей троллейбуса, как я потом узнал, возили учиться в Екатеринбург!
Напротив домика, где мы учились, стояла пирожковая, мы там кушали. Курсы длились шесть месяцев. Сначала стажировку проходили – 90 часов на учебном троллейбусе. Едем как-то через Каменку по 5-маршруту (Ленинградская-пл. Калинина), тогда же был узенький мостик, не такой широченный как сейчас, внизу дома стояли. Я сижу рядом с водителем и говорю: «Леш, а что это там дома какие-то стоят?». А он мне: «Ты что еще не видел ни разу домов?». Я был в постоянном напряжении за рулем и кроме дороги ничего не видел!
Раньше у водителя место в кабине было посередине, а по бокам стояли панели. Спидометры уже были, но когда я пришел работать – они уже поломались. Зимой было так холодно, страшно вспоминать! Стояли только стеклообогреватели, чтобы стекла не замерзали, а от них толку мало. Ездили постоянно в морозы с солью и тряпочкой, чтобы стекла и зеркало протирать. Зеркала были маленькие, как на велосипеде!
Валенки надеть нельзя было, на педали нажать не сможешь тогда, кондуктору повезло – надел валенки и вперед! А у водителя ботинки назывались «Прощай молодость!» – это боты из войлока, вовнутрь домашние тапочки одевались. А в салоне было еще холодней, чем в кабине. Вот поэтому нас и осталось трое со всей группы, остальные сбежали!
18 марта 1962 года я уже первый раз повез пассажиров по маршруту №2. С марта 1962 по декабрь 1962 года я работал в Дзержинском депо. Дзержинское депо открыли в 1958 году, а до этого троллейбусы стояли под открытым небом на автовокзале (Мостовая). Не было даже гаражей, ямы выкапывали и таким образом ремонтировали. 22 декабря 1962 года меня вместе с моим троллейбусом перевели в новое Кировское троллейбусное депо. Здесь и началась моя настоящая троллейбусная жизнь!
Первый мой маршрут № 2: от вокзала до аэропорта «Северный». Март-месяц, гололед страшный, я еду по Красному проспекту и боюсь, что кто-нибудь на дорогу выбежит! Хорошо, что тогда троллейбусов было мало, а то я целый час ехал! Было строгое расписание, если не выполняешь – меньше заработаешь. Раньше все зависело от графика движения, почти через каждую остановку наблюдал диспетчер и контролировал прохождение. Если раньше проехал диспетчер сообщает в депо: «Троллейбус № 2 проехал на 5 минут раньше, округлите рейс». Меня сразу лишают премии.
Первый график работы: в 5 30 выезжаешь и работаешь часов до 14-00. В 15-00 пересмена. Так два дня подряд работаешь, третий – выходной. Следующая смена с 15-00 и до 1 часа ночи. В три часа утра нужно было выходить из дома, чтобы успеть добраться до работы. Сначала шел 40 минут по трамвайным шпалам пешком до ул. Чехова (Кировская), а там уже служебная машина поджидала. В пять утра служебная машина привозила нас в Дзержинское депо.
Народу забивалось столько, что водитель пока ходил отмечаться на конечной остановке, потом не мог обратно в кабину забраться. На одной остановке все забьются, а на другой уже не влезают, давка начинается! Я работал и с кондукторами, и с абонементами, и с кассой, и с компостерами. Эта вертушка – бросил 5 копеек и намотал себе, сколько хочешь билетов!
Один раз был смешной случай: ребятишки-хулиганы взяли и утащили все билеты! А мне же отчитываться в депо надо за билеты. С меня потом и списали деньги за билеты…
До 1965 года я работал на старом троллейбусе – МТБ-82-Д, а потом стали приходить троллейбусы ЗИУ-5. В этих троллейбусах ЗИУ-5 уже сидел с левой стороны, панелей не было по бокам.
Вначале 1970-х ввели форму для водителей. Всем стали шить форму, 50 процентов мы сами доплачивали. На самом деле ее кто хотел тот и носил. Строгого регламента не было.
С 1969 по 1974 год работал водителем троллейбуса № 11 с перерывчатым графиком. Утром увожу пассажиров на заводы: Сибсельмаш, завод им. Кузьмина, бетонный завод, завод медпрепаратов и другие, а вечером развожу обратно. Это был специально создан такой маршрут для заводов. Пассажиры одни и те же, они утром купят билет, а вечером с тем же билетом садятся и едут бесплатно! Водители возмущались, а что толку… сначала я старался проверять билеты, а меня обзывали по-всякому, а мне зачем это!
Водителей всегда не хватало, приходилось в выходной день выходить работать. Никто не хотел идти работать: приходилось рано вставать, работа тяжелая, так еще и платили мало. Только в 1970-80-х стали платить нормальные деньги.
Чаще всего штанги ломались: превысил скорость в неположенном месте – сразу штанга ломается, особенно зимой на три части распадается! Скорость превышали иногда, а как без этого… На коммунальном мосту была скорость положенная 25 км\ч, на некоторых участках всего 5 км\ч. Как-то раз, когда я еще на троллейбусе № 2 ездил, мне пришлось обгонять автобус № 6, у него почти такой же как и у нас маршрут был. Мне нельзя было его пропускать, иначе все пассажиры у него будут. И я ведь так поехал, что его обогнал! А это еще троллейбус МТБ-82-Д был! До конечной доехал, ко мне подходит водитель того самого автобуса и говорит: «Слушай, ну ты молодец! На таком троллейбусе обогнать».
В 1986 году я получил звание «Герой социалистического труда». Я когда по радио услышал что награждается Явнов Сергей Антонович, так у меня дар речи пропал! Проработал я в троллейбусном депо до 2000 года!